Восточные поселки накрывает вредными выбросами так, что их жители запасаются противогазами да собирают подписи под обращением к Путину. А местные власти и экологи меж тем расписываются в собственном бессилии, характеризуя поиск источников загрязнений погоней за воздушным шариком.
Избавить местное население от удушающих выбросов исполнительную власть и контролеров призывают депутаты Гордумы. Оказывается, с минувшей весны народных избранников буквально засыпали обращениями жители восточных поселков, начиная с Дачного, с жалобами на резкие запахи, от которых становится плохо. Химическое зловоние, начинавшееся, как правило, с пяти-шести вечера с улицы Речной, распространяется по всему левобережью Оки. И в конце сентября уже состоялось отдельное совещание, на которым думцы призвали к ответу чиновников и экологов. Последние, правда, попытались откреститься от обвинений в бездействии, посетовав на скудное финансирование, которое и определяет Гордума.
Пишем, но наверху не слышат
Как известно, у города есть своя мобильная лаборатория, которая входит в состав муниципального бюджетного учреждения (МБУ) «Инженерно-экологическая служба города Дзержинска». На работу передвижки и уповали народные избранники, полагая, что она должна выехать на место выбросов, взять пробы и определить их виновников. Однако оказалось, что у лаборатории нет рычагов для наказания загрязнителей. Больше того, муниципалы даже не в состоянии указать на того, кто ухудшает воздух. Отобрать пробы, сделать анализы и, если обнаружено превышение предельно допустимых концентраций (ПДК), направить протокол в компетентные органы – это все, на что способна лаборатория. Чаще всего сообщения от МБУ отправляются в Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области и департамент Росприроднадзора по ПФО. Правда, не всегда эти обращения приводят к ожидаемому эффекту. Например, на одно из обращений по «дикому» превышению ПДК метилметакрилата в 10 раз на улице Октябрьской в мае текущего года дзержинцы получили ответ из департамента со словами благодарности за проявленную гражданскую активность. Это даже не традиционная отписка в духе «возбуждено дело, проводится расследование, виновные будут привлечены к ответственности», а, согласитесь, откровенное издевательство.
В общем, на местах могут хоть из штанов выпрыгивать, наверху все равно и пальцем не пошевелят.
На последнем дыхании
Впрочем, и эффективность работы МБУ в части контроля за состоянием окружающей среды также весьма сомнительна. Передвижная лаборатория мало чем помогла в ситуации, которая так взбудоражила депутатов. Воздух загрязнялся какими-то специфичными веществами, которые не входят в перечень, с которым работает МБУ.
Чтобы получить право на отбор пробы и подготовку последующего заключения по каждому отдельно взятому загрязнителю, необходимо пройти так называемую аккредитацию. Так вот, у «Инженерно-экологической службы» довольно узкая область аккредитации – всего две сотни компонентов. Это при том, что на территории городского округа сотни предприятий, которые производят тысячи и тысячи химических продуктов и столько же выбросов в атмосферу.
К тому же перечень веществ формировался в советское время. А с тех пор многое изменилось в специфике химического производства. «Атмосферный контроль» нуждается в переформатировании. А для этого нужны деньги. Решением проблемы могло бы стать формирование так называемого сводного тома предельно допустимых выбросов (ПДВ). Это документация, которая отражает список приоритетных загрязнителей в городе. Разработке тома ПДВ обязательно предшествует инвентаризация производственного комплекса. В результате власти получили бы полную картину того, что производится в городе и какая грязь выпускается в атмосферу. Наличие такой информации у контролеров не позволит загрязнителям уйти от ответственности, как это происходит сейчас.
В Дзержинске было начали составлять местную энциклопедию выбросов. В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века для этого скооперировались специалисты ОКБА, НИИ Полимеров и Росгидромета, которые выявили три с лишним сотни приоритетных загрязнителей. Работу до конца не довели, но она пригодилась муниципальному «Региональному центру экологического мониторинга», созданному решением горсовета в 1993 году. Это было уникальное предприятие, которое могло родиться только тогда, когда экология была в приоритете у местных властей. К слову, РЦЭМ имел аккредитацию Госстандарта РФ и, более того, право не только разрабатывать, но и аттестовать аналитические методики. Вдумайтесь только – собственные методики РЦЭМ вводил в федеральный реестр без экспертизы. Такое право в России было только у четырех служб – ВНИИМС (Москва), ВНИИМ (Санкт-Петербург), ВНИИМ (Екатеринбург) и дзержинского РЦЭМ, который разработал и ввел в федеральный реестр около 70 методик для анализа различных загрязнителей. В 2000-х местные власти угробили предприятие. Помещение, где прежде работали ученые, сейчас занимает зал заседаний Гордумы.
Инженерно-экологическая служба, по сути преемница РЦЭМ, сохранила лишь остатки былой роскоши. Вот и получается, что эффективная, супермощная аналитическая служба городу, который задыхается от выбросов, просто не нужна. Это прекрасно иллюстрирует и день сегодняшний. Достаточно сказать, что заработная плата лаборантов в МБУ не превышает и десяти тысяч рублей. К тому же это люди глубоко пенсионного возраста, на которых и держится вся служба. Когда они уйдут на давно заслуженный отдых, город просто останется без передвижки, молодежь за десять тысяч работать точно не будет.
Аппаратное оснащение МБУ также оставляет желать много лучшего, не говоря уже о самом автомобиле, который колесит по городу в круглосуточном режиме. Короче говоря, требовать какой-то выдающейся работы от МБУ, финансирующейся по остаточному принципу, увы, не приходится.
Депутатское равнодушие
Надо признать, что экологическая проблематика в нынешнем созыве Гордумы далеко не на первом месте. Один только факт, что депутаты расформировали профильный комитет по экологии, втиснув природоохранную тематику в рамки комитета по городскому хозяйству, говорит сам за себя.
А в целом на решение экологических проблем в Дзержинске не направляется и десятой части из тех средств, что поступают в горбюджет платой за негативное воздействие на окружающую среду. Ежегодные платежи предприятий достигают 200-300 млн рублей, на финансирование охраны природы, включая содержание МБУ, возвращается всего лишь 10-15 млн рублей.
Однако на совещании никто из его участников не вспомнил, когда за последние годы народные избранники выходили с предложениями об увеличении ассигнований на развитие системы экологического мониторинга. Заявка на разработку сводного тома ПДВ может стать первым шагом со стороны депутатского корпуса навстречу экологии. Этого, между прочим, чуть ли не как манны небесной ждет госэкоконтроль. Без актуальной информации о производствах и номенклатуры выпускаемой ими продукции инспекторы межрайонных отделов регионального госэконадзора и охраны окружающей среды – все равно что слепые котята. Это структурные подразделения Минэкологии, в которые как раз и стекаются обращения по загрязнению воздуха.
В их полномочиях наказывать нарушителей, в том числе добиваться и возбуждения уголовных дел в сотрудничестве с силовыми органами. Однако отработка жалоб жителей восточных поселков не принесла особых результатов. Контролеры пеняют здесь на МБУ, не представившее данные, по которым можно было выйти на источник загрязнения. Самый существенный результат, которым гордятся муниципалы, превышения ПДК в 1,8 раза по диоксиду азота, по мнению госэкоконтроля, вообще можно списать на погрешность и разовый выброс. Такие данные на след нарушителя не выведут.
Удачливыми могут быть поиски, если, например, производитель того или иного вещества – единственный в городе. Так, например, надзор успешно справился с делом об остатках этиловой жидкости, которую производят на заводе имени Я.М. Свердлова. Запросив договоры с контрагентами завода, следствие вышло на московскую фирму. На директора компании возбудили уголовное дело, а емкости с этилкой утилизировали, проведя дегазацию территории. По поводу рисков загрязнения окружающей среды этиловой жидкостью в Дзержинске экстренно собиралось КЧС. Тут власти и силовики, что называется, сработали всем миром, потому что степень риска высокая из-за повышенной опасности химического вещества.
Оглянитесь назад!
Другое дело восточные поселки. Чтобы установить источник выбросов, межрайонный отдел официально обращался в управление МВД по Дзержинску. Но полиция не ответила экологам на обращение. Ключом к разгадке таинственных запахов в восточных поселках могла стать емкость с меркаптаном – добавкой к природному газу, которую в начале сентября обнаружили сотрудники Единой дежурно-диспетчерской службы Дзержинска (ЕДДС). На место выехала и лаборатория МБУ, у которой, впрочем, не хватило компетенций для отбора проб и выдачи заключения по этому веществу. Администрация города лихорадочно стала искать других аналитиков. Пока искали, от емкости и след простыл. От полиции в этом деле не было никакого прока. А между тем экологи все же очень рассчитывают на помощь силовиков в рейдах по хозяйствующим субъектам. В восточной промзоне есть кого пошерстить.
Общественники обратили внимание, например, на многочисленные мойки грузового транспорта, куда приезжают цистерны с химией, содержимое которых сливают на землю и в канализацию. Правда, полицейские не горят желанием участвовать в таких рейдах. Сегодня сами предприниматели, опираясь на законодательство о защите малого и среднего бизнеса, любят писать заявления на проверяющих. На это, между прочим, сильно сетовала и представитель минэкологии. Действующее законодательство не позволяет заявляться с проверками на предприятия чаще одного раза в три-пять лет. В противном случае представителей надзорных органов могут выгнать с работы или даже судить по УК РФ. На практике лозунг «хватит кошмарить бизнес» привел к тому, что в производственном секторе творится полный бардак. Предприниматели могут получить разрешительную документацию на один вид продукции, а по факту разливать все что угодно, выпуская в воздух запрещенные им выбросы. И так можно трудиться до очередной плановой проверки. «Мы к этому непричастны!» – скажут бизнесмены, предъявив соответствующие документы.
Правда, и контролеры несколько лукавят, пеняя на «бронь», которую заимел малый бизнес. Дело в том, что на любом предприятии, попавшем под подозрение, можно провести и внеплановую проверку, получив заявление граждан. И вот здесь, если экологи и силовики действительно заинтересованы в результате, могут обратиться за помощью к общественникам или депутатам. Тем-то не составит особого труда написать заявление или обратиться с депутатским запросом, главное, получить подсказку, на что жаловаться…
Так до чего же в итоге договорились на сентябрьском собрании общественники, силовики, чиновники и депутаты? Самые здравые предложения касались создания рабочей группы по инвентаризации источников загрязнения, формирования сводного тома ПДВ и модернизации лаборатории МБУ. Ну а вообще участники дискурса сошлись во мнении, что сегодня для повышения эффективности борьбы с загрязнителями нужно объединять усилия всех служб и ведомств, которые так или иначе отвечают за состояние окружающей природной среды. В общем, пора в Дзержинске возрождать систему комплексного экологического мониторинга, которая была, прямо скажем, небесполезной. Тогда объединительным звеном во взаимодействии служб и ведомств, работающих на территории Дзержинска, выступал бывший начальник отдела экоконтроля Владимир Прозоров. А кто же в современных условиях взвалит на себя эту работу, когда энтузиазм появляется только тогда, когда маячат крупные гешефты для организаторов какого-либо дела?
Вадим Щуренков