Областное министерство экологии настаивает на том, что у него отсутствовали возможности для наказания владельцев яхт-клуба «Капитан», где появился огромный котлован.
С лицензией или без?
О том, что учинили хозяева загородной базы мы рассказывали в материале «Котлован есть, а дела нет» («ДВ» № 25 от 19.06.2020).
В январе нынешнего года общественники обнаружили на берегах Оки в поселке Желнино вырубленный лес. Рубки велись под новую дорогу и расширение существующей, что вели к яхт-клубу. А за забором загородного комплекса, его так называемой второй очереди, общественники увидели заполненный водой канал глубиной метров шесть-семь. Экологи считают, что эта яма появилась для соединения Оки с Глубинкой, для стоянки судов клиентов яхт-клуба. После увиденного эколог Дмитрий Левашов направил обращение в областное министерство экологии с надеждой, что чиновники накажут коммерсантов за вырубки леса и разрытую канаву в водоохранной зоне объекта федерального значения реки Оки. Однако ни того, ни другого не состоялось.
Того, кто рубил, так и не нашли.
И рытье котлована «Капитану» тоже сошло с рук. Чиновники не посчитали раскопки недропользованием. Общественники же настаивали на том, что яхт-клубу на проведение подобных работ нужна была лицензия – как то для водоохранных зон диктует Водный кодекс РФ. У минэкологии было другое мнение – копать можно. Чтобы еще раз прояснить ситуацию, мы направили повторный запрос в министерство с множеством уточняющих деталей. Ответ поступил в минувший вторник.
Только, только этого мало…
Чиновники, как и в прошлый раз, упирают на другой кодекс, Земельный. А там говорится, что землевладельцы имеют право использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые, и, значит, никакой лицензии не нужно. Несмотря на то что в Водном кодексе есть запрет на добычу полезных ископаемых, в Законе «О введении Водного кодекса РФ» для общераспространенных полезных ископаемых такого запрета нет.
Дальше чиновники ссылаются, как ни странно, на Налоговый кодекс, где расшифровывается, что относится к полезным ископаемым. Но разбираться в том, относится ли извлеченный на площадке «Капитана» грунт к полезным ископаемым или нет, в мин-экологии почему-то не стали. Отвечая на наш запрос, чиновники заявили, что в материалах Левашова нет доказательств того, что извлеченный грунт относится к полезным ископаемым, нет и техники, что добывала недра, а в текстовой части, видите ли, не указано времени этих раскопок. Доказательной базы для суда, по мнению чиновников, недостаточно.
Интересно как получается. Это значит, общественники должны были днями и ночами дежурить возле «Капитана», снимать все происходящее, устанавливать личности копателей, принадлежность спецтехники? Может быть, еще и экспертизу добытого грунта им нужно было заказать и оплатить за свой счет? Может быть, тогда вам, господа из министерства экологии, поменяться ролями с общественниками, отдав им свои полномочия и зарплату?
И тем, и этим
Впрочем, обращения в министерство и переписка с ним лишены всякого смысла. К такому выводу мы пришли после следующих строк в ответе на наш запрос. Чиновники сообщили, что контроль за соблюдением природоохранного законодательства в акватории реки Оки – это вообще не их компетенция, а Росприроднадзора. Ну сразу бы так и сказали, дорогие господа хорошие, что вам плевать на весь тот беспредел, что творится вдоль всей береговой линии в Дзержинске.
А там, где котлованы роют, где заборы ставят, ограничивая доступ к водным ресурсам, где мусор сваливают…
В общем, полная анархия! Что же тогда, дорогое министерство, вы так долго и упорно отстаивали невиновность «Капитана»? Могли бы и сразу сказать, что ваша хата с краю!
Общественники, разумеется, обращались и в Росприроднадзор. Увы, реакции от ведомства до сих пор не последовало.
Кто музыку заказывает…
Ну хорошо, если «Капитан» не удалось «припечатать» за вырубку деревьев и извлечение недр, то, может, рытье котлована подпадает под земляные работы, на которые также нужны какие-то разрешения? Как и в прошлый раз, министерство сообщило, что разрешение на производство земляных работ ООО «Яхт-клуб Капитан» выдавала администрация Дзержинска в декабре 2017 года. Приемка выполненных работ также находится в компетенции мэрии.
И вот что это были за земляные работы, разрешенные местными чиновниками, понять пока невозможно. Но вряд ли бы местные власти согласовали рытье котлована на берегах реки, тем более такой глубиной. Кстати, о глубине раскопок. Споры с министерством развязались вокруг и этого, потому что глубина имеет принципиальное значение в деле добычи недр. Если спецтехника углубляется ниже пяти метров от поверхности земли, то такие работы все-таки относятся к разряду недропользования. Общественники предположили, что котлован тянет на 6-7 метров вниз. Однако по документам, которые оказались в распоряжении минэкологии, вышло не больше 3,5.
В своем повторном запросе в ведомство мы просили уточнить, что это за заключения, кто их заказывал и оплачивал? Оказалось, что топогеодезическую съемку проводила организация по заказу ООО «Яхт-клуб «Капитан». Поэтому и неудивительно, что глубина котлована, который визуально уходит на 6-7 метров вниз, по документам оказалась менее низкой. Ни в коем случае не умаляем работу специалистов, но имеем в виду, что эксперты, которых на рынке пруд пруди, частенько подстраиваются под пожелания заказчика, чтобы получить подряд и хорошую оплату за него. Как говорится, кто музыку заказывает, тот ее и танцует.
Мы уточнили у министерства, может быть, оно в желании подвергнуть сомнению результаты нанятых «Капитаном» экспертов, измеряло глубину котлована силами своих специалистов? Чиновники ответили, что проведение таких измерений не относится к компетенции ведомства. Областное министерство явно работает по принципу, чтобы не дай бог не сделать лишнего телодвижения. Главные защитники природы в регионе от власти всегда, ну или почти всегда, довольствуются тем, что им приносят в свою защиту сами виновники торжества, губители природы, на беспредел которых жалуется общественность.
Пилите, Шура, пилите
Стараясь дать ответ на каждый наш вопрос, минэкологии особо подчеркнуло, что они прекратили административное дело против ООО «Яхт-клуб «Капитан» именно за давностью привлечения к административной ответственности. А «возбудились» на обращение Левашова по ст. 7.3 КоАП за недропользование без лицензии.
Срок привлечения к административной ответственности по этой статье год с момента совершения правонарушения. Иными словами, первоначально чиновники пытались «копать» под «Капитана» за котлован именно в связи с противозаконной добычей недр, но отступились не из-за правовых находок об общераспространенных ископаемых и глубине раскопок, а за их давностью. Так как же чиновники установили дату образования глубокой ямы в яхт-клубе? Этого из ответа на наш повторный запрос понять невозможно.
Значит, сделаем третий запрос в область. А от себя добавим, что местные экологи, которые регулярно бывают на берегах Оки в районе Желнино, заявляют о появлении котлована на территории «Капитана» не раньше осени 2019-го – зимы 2020 года. Что же чиновникам дает право говорить об истекшем сроке давности привлечения к административной ответственности по заявлению, поступившему от общественников в январе сего года?
В завершение добавим, что мин-экологии в земельных выкрутасах за забором «Капитана» не увидело совершенно никакой опасности для особо охраняемой природной территории (ООПТ). А ведь котлован образовался в ложбине, через которую в период половодья происходит сообщение Глубинки с Окой, а озеро входит в состав ООПТ регионального значения «Территория «Желнино-Пушкино-Сейма». Земляные работы и добыча недр, как утверждают общественные эксперты, могут привести к негативным последствиям для этой части ООПТ. Однако в мин-экологии отмечают, что в период половодья, при высоком уровне воды в Оке, Глубинка соединяется с рекой. И это естественный процесс, так как расстояние от озера до уреза реки всего 57,2 метра. Так, наверное, и в пойменных лугах, что входят в состав памятника природы и которые также затапливает весной, можно проводить любые раскопки, не имея в дальнейшем, благодаря такому министерству по защите экологии, никаких проблем с законом…
Вадим Щуренков.
Фото: январь 2020 года