ПЕРВЫЙ ДОМ
Проспект Дзержинского, 5
От главного почтамта по проспекту Дзержинского пройдем пару сот метров и выйдем на угол проспекта и улицы Гагарина. Здесь мы увидим жилой дом постройки начала 30-х гг. прошлого века. Официальный адрес этого дома указан в заголовке – проспект Дзержинского, 5. Но все старожилы города его называют первым домом. Лет пятьдесят назад это разночтение иногда даже рождало путаницу. Скажешь знакомцу: «Я живу в первом доме на Дзержинского, в тринадцатой квартире. Заходи.», а знакомый запутывается, попадает не туда, ибо ищет он в доме № 1, а не № 5. Кстати сказать, дома с таким номером на этом проспекте вообще нет.
Вернемся, однако, к нашему дому. Первым он называется оттого, что и в самом деле был первым жилым каменным многоквартирным домом в Дзержинске. Его заложили в один день с Домом Советов – 7 ноября 1929 года. Вскоре рядом с ним заложили еще один такой же жилой дом – пр. Дзержинского, 7. Относительно даты окончания строительства нет полной ясности. Одни говорят, что это произошло в 1931 году, другие называют другой срок – 1932 год. Документов на этот счет обнаружить не удалось.
По плану дом был отнесен к Окскому проспекту (ныне Дзержинского), но на самом деле он выходит на проспект только одним (и не самым длинным) своим крылом. Основная же часть здания расположена на улице Гагарина. Вообще в плане дом напоминает неправильную усеченную трапецию, но без основания. Вот восточная сторона этой трапеции и находится на красной линии проспекта Дзержинского. А по улице Гагарина (бывшей Кольцевой) номер этого дома и вовсе 23-й.
Давай, читатель, попробуем себе представить, как выглядела местность вокруг описываемого дома в год окончания его строительства. Из того, что дом был самым первым в городе, следует вполне логический вывод, что тем более первым он был на Окском проспекте. Отсюда мы заключаем, что никакого проспекта тогда не было и в помине, не было даже просеки в лесу, где должен был он пролечь, и существовал он – проспект, значит – только на чертежах проектировщиков.
Дом стоял в хвойном лесу. Если посмотреть от него на юго-запад, то сквозь поредевшие сосны можно было видеть строящуюся центральную городскую площадь. А поглядев на юг, можно было без помех обнаружить здание фабрики-кухни на проспекте Ленина, которого по существу тоже еще не было. Теперь в здании фабрики-кухни (вот, действительно, самое первое каменное строение в соцгороде) размещен торговый дом «Дэмка». Попробуйте-ка сегодня разглядеть этот торговый дом с проспекта Дзержинского – не получится. Отдельные чахлые сосенки сохранились здесь вплоть до середины 50-х годов. Окончательно они исчезли с началом строительства ресторана «Ока» и грандиозного строительного жилого комплекса, примыкающего к нему и занимающего целый квартал.
Проектировали первый дом в Москве – в «Горпроекте». Кто был ведущим архитектором, мы не знаем, но, вероятней всего, один из сотрудников все того же А. З. Гринберга. Сам академик архитектуры вряд ли лично занимался этим домом – не тот, знаете ли, масштаб для такого мэтра.
Дом трехэтажный, 72-квартирный. Некоторые квартиры второго и третьего этажей имели балконы. Сегодня одни из них частично уже обрушились, другие сильно обветшали и готовы последовать за первыми. По комфортности дом был на уровне тех лет. В нем были предусмотрены центральное отопление, водоснабжение, канализация. Ванн не было. Не было также и газоснабжения, а для готовки пищи на кухнях были установлены плиты, отопляемые дровами. Для хранения дров во дворе дома были построены дощатые сараи. Впоследствии они были заменены кирпичными. Некоторые жильцы устроили в них погреба.
Насколько нам известно, в этом доме всегда жили самые простые люди: рабочие, учителя, врачи. Не то, что дом ИТР на Ленина, 83 (всем известный как 27-й): тут, что ни жилец, то знаменитость – Климахин, Келлерман, Стронгин и другие. О каждом садись и пиши целый роман. А в первом доме на Дзержинского персон такого масштаба не припоминается. Правда, в нем провели свое детство будущий лауреат Государственной премии и будущий олимпийский чемпион.
Восемь десятилетий стоит одним своим боком на проспекте Дзержинского этот дом. В начале 60-х годов в числе первых он был газифицирован, и там, где это было возможно, кладовки превратили в ванные. Несмотря на это усовершенствование, дом, конечно, уступает по комфортности своим соседям, особенно на четной стороне улицы. Дом заметно обветшал. И все же он вполне гармонично вписывается в ансамбль проспекта, прекрасно оформляет угол проспекта с улицей Гагарина, и, самое главное, он сохраняет нам аромат времени, когда начинал возводиться наш город.
А теперь отправимся к краеведческому музею – он находится в двух шагах от первого дома: надо только перебраться на четную сторону проспекта Дзержинского.
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Проспект Дзержинского, 8/5
Вся южная (или же четная) сторона проспекта Дзержинского выглядит совсем не так, как сторона нечетная. Оно и понятно: нечетная сторона под флагом конструктивизма в основном была застроена в довоенные, 30-е годы, а противоположная – после войны, в годы пятидесятые. Это были совсем разные архитектурные эпохи. Среди зданий четной стороны особо заметен дом на углу проспекта Дзержинского и переулка Жуковского. Дом этот красив сам по себе, но дзержинцам он особенно памятен тем, что в нем расположен городской краеведческий музей.
Музей здесь располагался не всегда. В августе 1932 года, когда и в помине не было ни проспекта Дзержинского, ни переулка Жуковского, на Вокзальной улице Нового Растяпина, рядом с больницей, в небольшом домике открылся Дзержинский краеведческий музей. Основу первоначального фонда составила коллекция жителя города Горбатова А. А. Сафонова. Первым директором музея был Н.И. Раевский. Выдающуюся роль в становление нашего музея сыграл Б. А. Сафонов. Он с группой помощников раскопал 68 стоянок неолита, городищ и селищ. Было собрано множество кремневых орудий и осколков керамики. Б.А. Сафонов – директор музея – вел огромную общественную, научную и поисковую работу. Домик на Вокзальной улице стал тесным для экспонатов.
В начале 50-х годов горисполком специальным решением постановил: построить для музея новое помещение в Соцгороде. Алексей Федорович Кусакин, выполняя это постановление, выбрал вариант размещения музея на первом этаже одного из строящихся жилых домов на проспекте Дзержинского. Не самый лучший вариант: ведь на верхних этажах возможны аварии, прорывы водопровода или канализации, пожары, наконец. Все это ставит под угрозу целостность экспонатов музея. Жизнь неоднократно подтверждала эти опасения. Но наш Маэстро решил именно так, и в 1955 году дом № 8 был построен и принял в себя краеведческий музей. Как же выглядит этот дом?
Четырехэтажное здание в плане представляет собой прямой угол, как его изображают в учебниках геометрии. Как уже сказано выше, дом и в самом деле оформляет собой угол проспекта Дзержинского и переулка Жуковского. Фасады по этим двум улицам выглядят весьма сходно, но зато декор нижних двух этажей решительно отличаются от верхних. Первые два этажа имитируют высокий цоколь, как бы сложенный из крупных каменных блоков. Окна первого этажа по проспекту Дзержинского имеют арочные перекрытия, а по переулку Жуковского таких окон только четыре. Остальные по переулку прямоугольные. Такие же прямоугольные окна устроены по всему второму этажу здания. Главный вход в музей архитектурно оформлен в виде арки, по сторонам которой выделяются четыре пилястры. По фасаду предусмотрены еще несколько дверей, но они обычно не используются, а имеют лишь противопожарное предназначение.
Верхние два этажа отделены от нижних карнизом. Декор этой части фасада более затейлив. По вертикали окна отделены друг от друга пилястрами ионического ордера. Пилястры подпирают фриз, увенчанный карнизом. Под окнами 3-го этажа имитируются балконы с помощью ложных парапетов. Над главным входом в музей имеется ниша, а в ней (на 4 этаже) имеется балкончик – настоящий, с такими же балясинами, как упомянутые выше ложные. Окна 4-го этажа перекрыты дугами, а третьего – прямоугольные. Различная отделка низа и верха здания еще более подчеркнута разным колоритом этих частей. Сколько мне помнится этот дом, его низ всегда имел розовато-малиновый окрас, а верх – желтый с белыми пилястрами. Так он выглядит и сегодня. Кстати сказать, выглядит неплохо, хотя, конечно, заметно, что малярная кисть давно не касалась его стен.
Музей внутри занимает всю длину здания по проспекту Дзержинского и частично по переулку Жуковского. Высота помещений здесь больше, чем в жилых частях дома – примерно 3,5 метра. Не всегда музей занимал все эти помещения: слева от главного входа сначала размещалась какая-то проектная контора – возможно, что группа самого А. Ф. Кусакина. Затем это помещение заняла художественная школа, которая их освободила только в 1970 году, когда переехала в свое нынешнее здание. И только с этого момента музей занимает все помещения, когда-то запроектированные для него. Как память о том времени, когда в левом крыле располагалась художественная школа, именно здесь всегда устраиваются выставки картин. Это – традиция.
Ну, коль скоро мы успели осмотреть фасады здания и даже войти внутрь его, есть, пожалуй, смысл хотя бы бегло пробежаться по музею. Традиционно он состоял из трех отделов: природы, дореволюционного прошлого и истории советского периода. Отделы природы и дореволюционного Черноречья расположены в правой (от входа) части, а отдел советской эпохи – в левой. В этой же части традиционно устраиваются выставки картин и изделия дзержинских ремесленников. Отдел природы края обильно представлен прекрасно выделанными чучелами многих животных, обитающих в нашей округе.
В советские времена Дзержинский краеведческий музей был не только учреждением культуры, но важнейшим участком идеологической и пропагандистской работы правящей партии. Поэтому дореволюционный отдел был представлен так, чтобы подчеркнуть преимущество социалистической эпохи, представленной в экспонатах отдела советского периода. С той же целью в музее проводились тематические и обзорные экскурсии, пропагандирующие советский образ жизни. Устраивались также специальные выставки: «Феликс Дзержинский», «Дзержинская орденоносная комсомолия», «Планы партии – планы народа». В новые времена музей показывает более объективно ход истории в нашем крае, нисколько не умаляя реальных достижений советского периода. Например, в музее представлены иконы и церковные предметы, что раньше нельзя себе было представить.
Наш музей неоднократно поощрялся грамотами и дипломами Министерств культуры РСФСР и СССР. В 1967 году он получил диплом о присвоении ему звания «Лучший музей РСФСР». Ежегодно музей (организованно или в приватном порядке) посещает от 50 до 60 тысяч человек. Уже одно это дает ему право стоять в одном ряду с другими домами нашей памяти. Да и вообще, музей на то и предназначен, чтобы своими экспонатами закреплять нашу память и вызывать уважение к прошлому.
А теперь с проспекта Дзержинского переберемся на проспект Ленина – тут есть много чего, что заслуживает нашего внимания. Но это уже произойдет в следующую нашу с вами встречу.
Рубрику ведет Исаак Фельдштейн