15 апреля 1976 года Дзержинск обзавелся еще одним видом городского общественного транспорта – от площади Маяковского до нового завода по производству изделий из пластических масс отправился в свой первый рейс троллейбус по маршруту № 1.

 

В начале семидесятых годов в 10-ти километрах к востоку от центра города начали возводить новое предприятие – завод по производству пластмасс. Возник вопрос: как на него доставлять из города работников? Целесообразность выбора троллейбуса была определена путем очень тщательных технико-экономических расчетов. Для того чтобы реализовать этот весьма сложный проект, была проделана огромная работа. Построили совершенно новое 10-километровое шоссе, оборудовав его благоустроенными остановочными павильонами. Эта дорога, помимо всего прочего, дала городу самый короткий выход к Нижнему Новгороду. Впоследствии шоссе получило название Нижегородское, и это название было официально присвоено дороге еще до возвращения городу Горькому его исторического имени.


Была смонтирована 20-километровая контактная сеть. Построен троллейбусный парк для стоянки и обслуживания 35 машин. Все эти работы велись в очень непростое время, когда страна уже ощутимо влезала в системный кризис, и столь грандиозный проект испытывал значительные трудности с финансированием и обеспечением строительства необходимыми материалами и оборудованием. Но город отлично справился, 15 апреля 1976 года первый маршрут дзержинского троллейбуса оказался полностью готов для эксплуатации.


Вскоре после пуска первого маршрута троллейбус появился непосредственно на улицах Дзержинска. Была смонтирована линия маршрута № 2 – так называемое городское троллейбусное кольцо. Оно начиналось на площади Маяковского. Отсюда машины следовали по улице Маяковского к площади Ленина, огибали Пионерский парк по улицам Революции, Ватутина, Маяковского и возвращались на площадь Ленина. Далее троллейбусы следовали по улице Грибоедова к Привокзальной площади. Отсюда движение машин проходило по улицам Октябрьской и Клюквина, и на площади Маяковского  троллейбусы завершали свой кольцевой маршрут. По маршруту № 2 движение осуществлялось и по часовой стрелке, и против нее. Следующие два – № 3 и 4 – соединили центр Дзержинска с Западным районом города. Собственно, маршрут № 3 отличался от 4-го тем, что троллейбусы 3-го маршрута двигались в одну сторону, а 4-го – в противоположную. Они также начинались на площади Маяковского и до пересечения улицы Грибоедова с проспектом Циолковского полностью совпадали с маршрутом № 2. С указанного перекрестка троллейбус № 3 поворачивал направо и далее следовал по проспекту Циолковского до Желнинской площади. Отсюда машины возвращались к перекрестку улицы Грибоедова и проспекта Циолковского и далее следовали до площади Маяковского по кольцевой линии. Маршрут № 4 проходил по этой же схеме, но, как уже сказано выше, в противоположную сторону.


Впоследствии эти два маршрута перестали огибать Пионерский парк и были продлены до западной окраины города.


Следующую масштабную работу труженики дзержинского троллейбуса провели в связи с ликвидацией большого трамвайного полукольца с заменой его на большое троллейбусное полукольцо. Традиционно, новый маршрут № 5 начинается на площади Маяковского. Затем машины следуют по проспекту Дзержинского до площади Свободы. Отсюда они поворачивают налево и по улицам Черняховского и Чапаева двигаются до площади Макарова, названной так в память о замечательном нашем земляке Юрии Викториновиче Макарове, многие годы стоявшем во главе исполнительной власти города. От площади Макарова машины идут по улице Гайдара до перекрестка с проспектом Циолковского. Далее маршрут проходил по названному проспекту и южной части улицы Грибоедова до Привокзальной площади. От нее ранее начиналось движение в обратную сторону. Но с июня 2010 года маршрут продолжен от вокзалов по линии маршрута № 3, и таким образом завершено создание большого троллейбусного кольца. На Привокзальной площади троллейбус делает круг и идет в обратный путь. В июле 2011 года открыт маршрут № 6 от западной окраины города до онкологического диспансера. Для организации этого маршрута строить практически ничего не пришлось – маршрут проходит по ранее смонтированным линиям маршрутов № 3 и 4.


Парк дзержинских троллейбусов состоит из машин моделей ЗИУ-682 разных модификаций, а также Тролза-5275 «Оптима» и Тролза-5264.05 «Слобода» производства завода в г. Энгельсе.


Пуск троллейбуса 15 апреля 1976 года был для города, конечно, знаковым явлением. Дзержинск, возможно, тогда стал единственным не областным центром во всей России, обладавшим всеми основными видами внутригородского общественного транспорта.

 

Исаак Фельдштейн

 

На фото: 15 апреля 1976 года пуск 1-го городского троллейбуса. Фото Сергея Кузюткина