Не знаю, найдется ли хоть один человек в нашем городе, никогда не побывавший в этом здании. Возможно, этот дом дзержинцы посещают еще чаще, чем железнодорожный вокзал. Речь идет об автовокзале. Но предыстория этого здания никак не меньше самой его истории, и начинается она в далеком 1952 году. До этого года монополистом в области внутригородских перевозок дзержинских пассажиров был трамвай, недавно отметивший свое 80-летие. В 1952 году в жизни городского транспорта случилось немаловажное событие: был проложен первый автобусный маршрут от улицы Кагановича (потом – Мира и затем – Клюквина) до железнодорожного вокзала. В том же году отправился первый автобус из Дзержинска в Горький. До этого попасть в областную столицу можно было только на «паровичке», ходившем достаточно редко. Появление междугородного автобусного маршрута поставило вопрос об автостанции. Строить ее было некогда и не на что. Решили сделать по-простому. На улице Урицкого, рядом со стадионом, на площадке, где ныне каждой осенью разворачивается овощная ярмарка-торжище, был продовольственный магазинчик. Его куда-то убрали, а освобожденное помещение отдали под автостанцию. Это было ну совсем не приспособленное для этого помещение. Зал ожидания отсутствовал. Пассажиры ожидали свой маршрут в любую погоду. Не было даже помещения, куда цари пешком ходят. Словом, в бывшем магазинчике хватало места лишь для кассы, диспетчера и еще кого-то. Как-то так получилось, что эта времянка просуществовала очень долго – 26 лет. Руки что ли не доходили до постройки нормального автовокзала для «столицы химии»? А автобус в Дзержинске, между тем, развивался семимильными шагами. К концу 70-х годов он перевозил уже около 70 млн пассажиров в год. Новый вокзал строили довольно долго. Во-первых, для него надо было освободить площадку, занимаемую последними бревенчатыми домами старинного Первомайского поселка, предварительно построив для их обитателей новое жилье. Во-вторых, было туговато с финансами. Денежный поток, обрушившийся на Дзержинск в 50-60 годах, к середине 70-х весьма обмелел – страна вползала в кризис, впоследствии приведший ее к разрушению. И все-таки эти трудности были преодолены, и в 1978 году новый автовокзал был открыт для дзержинцев. Ко времени начала его строительства индивидуальные проекты для подобного рода зданий были повсеместно запрещены. Поэтому для нашего автобусного вокзала был принят типовой № 503-21, разработанный институтом «Гипроавтотранс». Архитектурно-планировочные решения были разработаны Сычевым, Якуниной, Андросовым – специалистами института «Дзержинскгражданпроект». Говорить об архитектуре этого двухэтажного здания бессмысленно. В те годы она, как область искусства, казалось, целиком ушла в прошлое. Нет никаких следов этого искусства и в здании дзержинского автовокзала. Плоская, как футбольное поле, бетонная стена, прочеркнутая стеклянной лентой, – вот и вся, с позволения сказать, архитектура. Наши городские архитекторы сделали все, что было в их силах: удачно выбрали место для здания, замкнув им Привокзальную площадь, и украсили его металлической художественной конструкцией. Южную стену просторного зала ожидания (внутри вокзала) украсили, как это широко применялось в Дзержинске в те годы, большим мозаичным панно. Удачно вписались в пейзаж улицы Урицкого крытые перроны автовокзала, украшенные эмблемой автомобилистов («баранка») и надписью «АВТОВОКЗАЛ». В свои лучшие времена автовокзал обслуживал 15 пригородных и 26 междугородных маршрутов. Он связывал нас со всеми районными центрами Горьковской области и многими крупными городами за ее пределами. Кризис и развал страны не мог, естественно, не сказаться на работе нашего автовокзала. Объем пассажирских перевозок резко сократился из-за сильно подорожавшего горючего и износа наличного, почти не возобновляемого автопарка. Тем не менее основные пригородные маршруты были сохранены за счет частного автобусного парка. Дзержинский автовокзал и сегодня живет и весьма востребован горожанами. Теперь так: человек зря на вокзалы не ходит. Если сюда пришел, значит, куда-то собрался. Вот и мы с вами отсюда совершим путешествие, но только не в пространстве, а во времени. Есть у нас в городе здания, построенные во времена, когда никто и вообразить не мог, что встанет здесь – на берегу Оки, в лесном Чернореченском краю – град великий. Вот и отправимся мы поглядеть на эти дома – истинные дома нашей памяти. Один из них находится тут рядом – у рынка, на Автомобильной улице. Но это произойдет в нашей следующей прогулке. Исаак Фельдштейн