Письмо со своими воспоминаниями об этапах строительства Дворца культуры химиков в редакцию «ДВ» прислал главный архитектор Дзержинска в 1958 – 1965 годах Вадим Воронков.
«В начале июня 1958 года я был приглашен на должность главного архитектора Дзержинска. Еще до моего назначения бывший в то время председателем горисполкома Анатолий Александрович Смирнов обстоятельно, не жалея своего времени, знакомил меня с хозяйством города, его основными стройками, с непростой системой взаимоотношений с предприятиями. В общем, со всем тем, что в последующем стало моей повседневностью. Я до сих пор с благодарностью вспоминаю его профессиональные оценки, добрые и очень нужные советы, помощь в трудных вопросах этого светлого человека, великого труженика, для которого смысл жизни был в служении народу.
Среди многочисленных объектов, на которых мы побывали, особенное внимание, конечно, было уделено завершению уникального сооружения – главного в композиции центра города – Дворца культуры.
Мои первые основные поручения были связаны с детальным изучением проекта стройки, контролем качества отделочных работ, оперативным решением многих творческих и технических вопросов, завершением его строительства. Бывать на объекте приходилось практически каждодневно. Это при том, что была масса других неотложных вопросов – в городе вовсю разворачивалось строительство «народным» методом.
Регулярно проходили «оперативки» у первого секретаря Дзержинского горкома Устина Петровича Шевлякова. Тот тоже пристально следил за ходом строительства и решал разнообразные проблемы. О положении дел обстоятельно и профессионально докладывал Александр Иванович Коробов – начальник строительно-монтажного управления № 2 треста № 4 «Дзержинскпромстрой».
Ситуация на строительстве Дворца культуры химиков сложилась непростая. Дело в том, что проект был не оригинальный.
Оригинал разрабатывался для Нижнего Тагила. Автором его был заслуженный архитектор РСФСР Владимир Емельянов.
Первоначально архитектурный надзор над строительством ДКХ (с 1955-го по 1958 год) вел мой предшественник Алексей Федорович Кусакин, отдавший лучшие годы строительству города и формированию его как единого стройного ансамбля. Затем Кусакина перевели на работу в Горький.
Строительство дворца требовало постоянного участия архитектора. С директором СМУ № 2 треста № 4 мы общались на эту тему постоянно. В первую очередь было важно соблюсти правильное исполнение архитектурных деталей. Ведь трест № 4 специализировался на строительстве промышленных объектов, а потом и на жилищном строительстве. Но он никогда не занимался сооружением и отделкой уникальных объектов, которым являлся Дворец культуры химиков.
Отделочники были ребята замечательные, быстро осваивали новые приемы. Большую часть недостатков удалось исправить, некоторые пришлось оставить или исправить частично – поджимало время. Вникая во все разнообразные и сложные в исполнении элементы отделки, я по-деловому наладил добрые отношения со многими мастерами. Особенно запомнились мне встречи с народным художником СССР Григорием Ивановичем Опрышко. Бригада художников под его руководством выполняла художественную отделку дворца, настенные росписи панно, плафонов и другое.
Это был выдающийся мастер, простой, терпимый к чужому мнению и открытый человек.
Позже я имел возможность ближе познакомиться с ним, бывать в его московской мастерской, познакомился с его сыном – талантливым архитектором. Вместе с отцом они выполнили замечательные работы из цветного стекла на некоторых станциях метрополитена и на других значительных объектах столицы. Ведущая роль Григория Ивановича Опрышко как выдающегося художника-монументалиста и умелого организатора творческого процесса всей бригады художников позволила, несмотря на наступившее жестко ограниченное время, создать (наряду с другими участниками) своеобразный, величественный ансамбль Дворца культуры химиков, который сразу стал главной достопримечательностью города.
Руководство, коллектив дворца культуры сумели сохранить в «лихие» девяностые годы его монументально-художественное наследие, чтобы оно по-прежнему радовало и украшало жизнь дзержинцев и гостей города. И сейчас, как прежде, Дворец культуры химиков живет полнокровной творческой жизнью. Он был и остается главной архитектурной достопримечательностью исторического центра Дзержинска, да и всего города.
В. Воронков, главный архитектор Дзержинска в 1958 – 1965 годах,
заслуженный архитектор РСФСР, профессор ННГАСУ
заслуженный архитектор РСФСР, профессор ННГАСУ
На фото: Начало строительства ДКХ