
Город – для людей
Он определил решения архитектурно-строительных композиций города, дал возможность правильно сочетать промышленно-хозяйственные и жилые районы, жилье, зеленые насаждения, пути внешнего и внутреннего пассажирского транспорта в тесной увязке с интересами учреждений культуры, здравоохранения, просвещения и торговли. Это был уникальный труд группы проектировщиков архитектурно-планировочной мастерской № 3 московского института «Гипрогор» под руководством архитектора Л.А. Салищева с участием главного архитектора Дзержинска А.Ф. Кусакина. Профессионалы признали их труд одним из самых удачных и значимых в истории проектирования Дзержинска. И не случайно. При его создании авторы учитывали интересы жителей молодого города, а не просто «резали» земельные участки для размещения каких-то зданий. По меткому выражению специалистов, этот Генплан – «настоящий сценарий, по которому создавалась комфортная жизнь горожан на многие годы вперед».Мыслить глобально и дружить с природой
Что представляет собой ставший уже архивным этот документ с сохранившимся чернильным штампом «секретно» на обложке? Многостраничный фолиант объяснительной записки к проекту наряду с информацией по истории Дзержинска содержит детальное описание географии, гидрогеологии, инженерной геологии территории, дает характеристику существовавшей на то время планировочной ситуации и социально-экономического состояния города. Главный и самый обширный раздел посвящен показателям прогнозируемого уровня экономического и социального развития Дзержинска на планируемый период. Здесь разработчики дали развернутый обоснованный ответ на коренной вопрос: каким станет город в результате реализации проекта спустя 25 лет?
По замыслу авторов, основной жилой массив расположится к северу от железной дороги с застройкой 3-, 5-этажными домами. Планировка и застройка города представляла дальнейшее развитие смешанной радиально-кольцевой и прямоугольной системы улиц. Это обеспечивало, с одной стороны, удобство и простоту прямой транспортной связи города с промышленными районами и районами зоны отдыха у поселка Пушкино, с другой – создавало благоприятные условия для проветривания, инсоляции улиц и жилых кварталов при относительно высокой влажности воздуха, слабых ветрах и длительно пасмурном состояния неба в нашей местности.
Система главных улиц, определившая структуру города, приводилась к четырем радиально-лучевым улицам, сходящимся в центре города, и двум полукольцевым улицам. Основными осями композиции нового плана застройки стали проспекты Ленина, Свердлова (ныне часть проспекта Ленина). Примыкающие проспекты Чкалова, Дзержинского, Кирова.


Второстепенные жилые улицы в своих направлениях в плане города подчинялись направлению главных радиальных и кольцевых улиц.
Работа, проведенная в Дзержинске специальной комиссией еще в 1936 – 1937 годах, определила зоны загрязнения выбросами заводов и установила четкую зону санитарного разрыва для химических предприятий в городе не менее 2 км. Поэтому весь жилой фонд поселков заводов «Заводстрой», «Рулон», «Ява», ТЭЦ, завода им. Калинина – «Красный Химик», им. Ворошилова, поселок им. Тимирязева, состоявший в основном из бараков, оказался в «зоне санитарной вредности» и, согласно разработанному документу, утвержденному правительством, подлежал ликвидации.
Генеральный план предусмотрел строительство благоустроенной Окской набережной. Как правильно заметили авторы, город, расположенный на реке, мало пользовался таким преимуществом для удобств горожан. Берег занимали промышленные, складские и пристанционные сооружения, он оставался не укрепленным и не защищенным от паводковых вод. В плане было предусмотрено проектирование набережной и создание озелененных выходов к реке Оке, обустройство красивого пешеходного бульвара на набережной для отдыха и прогулок.
Еще одна важная черта проекта Салищева – Кусакина. Они уделили большое внимание городским зеленым насаждениям и рассчитывали значительное увеличение их площади, как бы интегрируя природу в городскую застройку. Наряду с существующим парком в центральной части Генплан предусмотрел создание второго большого парка вдоль железной дороги на базе зеленого массива, а также многочисленных районных садов, парков, скверов буквально во всех жилых частях города, вдобавок соединенных между собой зелеными бульварами.
Проектный жилой фонд за 25 лет должен был составить 2 млн кв. метров, тогда как в 1952 году он укладывался в цифру 601,3 тыс. кв. м.
Причем около 30% жилищного фонда занимали бараки, деревянно-рубленые, щитовые и каркасно-засыпные дома. В план заложили среднюю норму жилой обеспеченности в 9 кв. м на одного жителя.

Грандиозность Генплана была очевидной. Согласно проекту, гражданское и общественное строительство в городе приобретало невиданный размах.
И к тому имелись все основания. В 1952 году на крупных химических предприятиях были заняты 28300 человек. В ту пору дзержинская группа химических заводов являлась рентабельной и находилась на довольно высоком техническом уровне оснащения. Численность кадров действующих промышленных предприятий, по расчетам проектировщиков, должна была увеличиться к 1965 году до 35600 человек, а население города – со 120 до 190 тысяч.
В 1973 году на основе Генплана 1953 года был разработан очередной, четвертый по счету Генеральный план развития города.
А в 1981-м за разработку проекта Генерального плана, его успешную реализацию авторам третьего Генплана 1953 года Л.А. Салищеву и А.Ф. Кусакину было присвоено звание «Лауреат премии Совета Министров СССР». Награда нашла своих героев!
Станислав Шальнов, краевед
(В статье использованы сведения документов из фондов ЦАНО, Самарского филиала РАТД.
Снимки из фондов Дзержинского краеведческого музея)
На фото:
На перекрестке пр. Ленина и ул. Клюквина. 1956 г.
Архитектор А.Ф. Кусакин. Автопортрет. 1956 г.
Нереализованный проект А.Ф. Кусакина драматического театра в г. Дзержинске. 1953 г.
Обложка проекта планировки и застройки г. Дзержинска. 1953 г.
Типовой проект дома со шпилем. 1946 г.