Алексей Кусакин


После окончания Великой Отечественной войны Дзержинск «приходил в себя», прихорашивался, расширялся. По проектам Кусакина возвели рос-кошные по тому времени здания: профилакторий на поселке завода имени Свердлова, театр в городском парке, входную арку в парк культуры и отдыха. Строительство и благоустройство контролировала архитектурно-проектная мастерская, созданная в 1946 году в составе управления главного архитектора. С 1946-го по 1951 год ее возглавлял главный архитектор А. Кусакин, затем – инженер Ю. Чурин, позже – инженер В. Мустафин.

Алексей Федорович Кусакин объединил вокруг себя талантливых архитекторов, инженеров, проектировщиков, строителей. Мастерская разрабатывала проектную документацию на жилые дома в кварталах. В ее коллективе трудились горьковские архитекторы Владимир Орельский, Виктор Кондратович, техники-геодезисты В. Орехов, В. Сычев, Ю. Чурин, В. Фоминский и другие.

14 мая 1951 года на основе архитектурной мас-терской в составе Управления главного архитектора Дзержинского исполкома городского Совета была организована Дзержинская контора «Горпроект». Под руководством инженера Маргариты Калашниковой здесь работали архитекторы Александр Приббе, Лариса Приббе, а также инженеры Д. Абелишин, Н. Молев, И. Зайцев, А. Селин, С. Кузнецов, В. Панова и другие. Они, подобно скульпторам, всеми силами пытались вдохнуть душу в серые типовые проекты, приукрасить серую будничность однообразных городских улиц. При этом приходилось «наступать на горло собственной песне»: укладываться в строгие нормы соответствия с генеральной схемой планировки Дзержинска, а также проекта детальной планировки центральной части, разработанные еще в 1939 году в московской архитектурно-планировочной мастерской № 1 НККХ РСФСР. Документ предписывал строить город только по типовым проектам, за исключением участков со сложной конфигурацией рельефа, но и там были ограничения – разрешалось применять типовые проекты с измененным фасадом, но с обязательными типовыми секциями и ограничением этажности.

Дзержинские архитекторы на месте будущей застройки выполняли привязку отобранных проектов к конкретной местности, им дозволялось переработать фасады зданий. В этом случае проект приобретал статус «индивидуально-типового» с применением типовых секций. Но уже со второй половины 1956 года инспекция ГАСК (государственного архитектурно-строительного контроля) прекратила выдавать согласие на возведение жилых домов, школ, больниц по индивидуально-типовым проектам. Лишь настойчивость архитектора Кусакина помогла исполкому Дзержинского городского Совета принять решение и обязать инспекцию разрешить строительство в Дзержинске по измененным типовым проектам с приданием им статуса «индивидуально-типового». В том году из 83 объектов застройка 66-ти велась по типовым проектам, отобранным по рекомендации управления главного архитектора, утвержденным экспертной комиссией. Другие возводились по индивидуально-типовым без авторского надзора.

Несмотря на хитросплетения строительных норм и строгость правил, наш город получил от творческого содружества талантливых архитекторов под руководством А.Ф. Кусакина красивые жилые дома, здания общественного назначения, комплексы и ансамбли, составившие гордость и славу архитектурного облика Дзержинска 50-х годов. Застройка центрального проспекта Ленина, смежных с ней улиц и кварталов, площади Дзержинского, начавшаяся с 1946 года, шла полным ходом. Эта территория представляла сложный многоугольник и доставила проектировщикам немало хлопот: здесь нельзя было механически использовать типовые проекты. Этим воспользовался Кусакин. В своих проектах зодчий успешно решил задачу: выигрышно оформил центр города, придав главным сооружениям вид грандиозного поступательного развития, движения вперед, в светлое будущее.

В реальности выполнить запланированное оказалось невероятно трудно. Архитектора одолевали сомнения, и порой ему казалось, что строительство получается слишком дорогим, грандиозным. Вряд ли власти согласятся выделить средства на воплощение его замыслов. А может, все урезать, делать просто и незатейливо!? Но главным вопросом оставался творческий: на что ориентироваться, что брать за образец в строительстве соцгорода?
 
Архитектор пристально вглядывался в фотографии величественных сооружений мира, не утративших красоты и значимости, несмотря на прошедшие тысячелетия. Он изучал новые тенденции в застройке Москвы, не раз бывал в Ленинграде, чтобы на месте проникнуться духом линий Росси, величием зданий Растрелли, Баженова. Три главных составляющих современного строительства ему были ясны: красота, дешевизна, прочность. «И не стоит при этом отказываться от классических образцов, соблюдая чувство меры, чувство новизны», – размышлял архитектор.

И ему это удалось. С высоты нашего времени лучшие образцы застройки Дзержинска можно по праву отнести к разряду выдающихся творений.
 
Многоэтажные здания с курдонером в стиле сталинского ампира на проспекте Чкалова образовали своеобразный архитектурный ансамбль, организующим началом которого является здание жилого дома № 12/14 с башней, завершенной шпилем. Типовой проект дома со шпилем разработали в мастерской Государственного проектно-конструкторского института авиационной промышленности, Кусакин филигранно «привязал» проект к местности, сделав его акцентом ансамбля жилых домов с курдонером по проспекту Чкалова. Близнецы дома со шпилем появлялись тогда во многих городах страны. Однако дзержинский, благодаря таланту зодчего, имеет свое собственное «лицо». Как и ансамбль жилой застройки по ул. Клюквина.

И другие мастера


Яркий след оставил у нас архитектор Государственной архитектурно-проектной мастерской № 1 Москвы Александр Федорович Хряков. В Дзержинске по его проекту в соавторстве с А. Кусакиным и Д. Симоновым был возведен интереснейший в архитектурном плане ансамбль из шести жилых домов с курдонером (№ 25, 27, 29, 33, 35, 37) на проспекте им. Свердлова, ныне – проспект Ленина.

Над обликом Дзержинска в содружестве с главным архитектором города трудилось немало талантливых зодчих, инженеров-специалистов, вдохнувших душу в облик молодого города. Объекты, созданные ими, явили яркие примеры оригинальной архитектуры. По проекту Михаила Павловича Рождественско-го, зодчего архитектурно-проектной мастерской Горьковского института «Горьковгражданпроект», возводились жилые дома в пер. Жуковского (д. № 3), на проспекте Ленина (д. № 85) и другие. В содружестве с А.Ф. Кусакиным архитектор М.П. Рождественский, иженер  В. Кондратович создали уникальный архитектурный ансамбль, включающий ряд значительных строений: здание центрального универмага (ныне пл. Дзержинского, д. № 3), два жилых дома, расположенных по улице Кирова (д. № 2), по проспекту Чкалова (д. № 1).

Уникален архитектурный ансамбль в едином неоклассическом стиле (архитектор А.Ф. Кусакин, инженер Ю. Чурин) с главным фасадом здания – рестораном «Ока» (1955 г.), выходящим на площадь Дзержинского. Этот, пожалуй, один из самых грандиозных и оригинальных по архитектуре комплекс, раскинувшийся на площади в 29 тысяч кв. м, рождался постепенно. Единым дворовым пространством он объединил три жилых дома в 296 квартир: дом № 1 по проспекту Дзержинского, № 2 по проспекту Чкалова с фасадом бывшего помещения Дома пионеров на первом этаже, жилой дом по улице Гагарина.

Прогуливаясь по проспекту Ленина (ранее пр. Свердлова), невозможно не обратить внимание на величественный Дворец культуры химиков – творение архитектора института «Свердловскгражданпроект» Владимира Владимировича Емельянова, здание Дзержинского технического колледжа (дом № 53), в прошлом – химико-механического техникума 1953 года постройки. Автор проекта грандиозного сооружения Феодосий Сергеевич Фиолетов. Здание колледжа органично вписано в единый ансамбль авторским проектом, разработанным архитектором А.Ф. Кусакиным (инженеры Ю. Чурин, А. Каламин), с жилыми домами № 51, 55.

Проходят годы, но рукотворная красота 50-х годов, застывшая в камне, с годами становится еще привлекательнее.


Станислав Шальнов, краевед
 
На фото:
Дом со шпилем
Пл. Дзержинского сегодня. Архитектор А.Ф. Кусакин
Вид с пр. Ленина на ул. Суворова. 1955 г.
Бывший ресторан «Ока»
К проектному заданию химико-механического техникума
в г. Березняки. Проектная организация «Гипрокислород». Архитектор Ф.С. Фиолетов. 1946 г.