Члены отряда Красной гвардии завода взрывчатых веществ (им. Я.М. Свердлова), преобразованной в Растяпинскую ЧК. 1918 г. 

История создания в Дзержинске отдела УФСБ России по Нижегородской области начиналась 5 июня 1918 года с учреждения Растяпинского отделения НижгубЧК. Его нынешние сотрудники – носители главных ценностей, накопленных за столетний путь. Таких как верность Родине, самоотверженное служение воинскому долгу и высокий профессионализм. Выдержав серьезные испытания, поколения чекистов сохранили свою главную задачу – обеспечивать безопасность государства и его граждан.

 

У истоков


После революции 1917 года власть в Черноречье окончательно и бесповоротно перешла в руки питерских рабочих – новоявленных жителей лесной глубинки. Однако обстановка на заводе взрывчатых веществ в Растяпино, эвакуированном в годы первой мировой войны из Охты, осложнялась с каждым днем. Местные меньшевики и эсеры все еще имели здесь сильное влияние на рабочих и настраивали их против большевиков.
 
Безотлагательно требовались чрезвычайные меры. 31 мая 1918 года на общем собрании членов заводской фракции компартии большевики рассмотрели вопрос об открытии при станции Растяпино отделения Чрезвычайной комиссии «ввиду усиливающейся деятельности контрреволюционных сил, стремящихся к свержению Советской власти… а также, принимая во внимание развивающуюся в настоящее время до чрезвычайных размеров спекуляцию»… постановили «признать желательным и крайне необходимым учреждение при станции Растяпино подотдела комиссии по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией». Председателем Растяпинской ЧК был назначен бывший слесарь, питерский рабочий В.М. Мовчан, его заместителем – В.П. Степуро.

Испытание


В 1922 году взамен ВЧК создается Государственное политическое управление при Наркомате внутренних дел (с 1923 г. – ОГПУ). В структуре Нижегородского губернского отдела ГПУ, образованного в 1923-м, действовало Дзержинское отделение. В годы своего становления отдел ОГПУ был даже награжден Красным знаменем от рабочих Решетихинской фабрики «Сетка» за «работу и связь с трудовым классом». Ныне знамя – один из ценных экспонатов музея Дзержинского отдела ФСБ. Тридцатые годы стали для его сотрудников серьезным испытанием. Безмерная власть Сталина породила произвол, нарушение законности, репрессии. Все промахи списывали на подрывную деятельность «врагов народа». В начале 1930 года не без участия дзержинских чекистов удалось раскрыть «контрреволюционную вредительскую деятельность» на заводе № 80 (им. Я.М. Свердлова).
 
Меры против «вредительской» группы инженерно-технических работников завода были приняты чрезвычайно суровые: расстрел, заключение в концентрационный лагерь… Вовсе не исключено, что данное дело во многом сфальсифицировано. Но и факты бесхозяйственности в ходе следствия вскрылись вопиющие. О них говорил в докладе полномочный представитель ОГПУ по Нижегородскому краю И.Ф. Решетов: «На заводе № 80 построен деревообделочный отдел стоимостью до 1500000 рублей, который не нужен. Котельная используется под уборную. На заводе лежит на 311000 руб. ненужного импортного материала…» В реальности тех лет – факты недопустимые. Страна находилась во враждебном окружении и любые виды преступлений, связанные со срывами работы промышленности, приравнивались к измене Родине. В 1934 году в структуре органов госбезопасности произошли новые перемены. Основные оперативные подразделения бывшего ОГПУ вошли в состав ГУГБ НКВД СССР, с введением специальных званий сотрудникам.

Фронт без линии фронта


Беда обрушилась на страну 22 июня 1941 года, внеся коррективы в том числе в деятельность спецслужб. В Великую Отечественную войну бойцы НКВД занимались выявлением вражеских агентов, диверсантов, которыми кишела прифронтовая полоса, организовывали забрасывания своих диверсионных групп в тыл противника. И несли потери. Погибло почти сто тысяч бойцов Наркомата внутренних дел. Сотрудники Дзержинского отдела НКВД В.С. Логинов, Е.М. Борисов, Б.М. Удалов, М.И. Кадыков доблестно сражались в рядах Красной Армии, участвуя в обороне Москвы, Сталинграда. Они освобождали от фашистских захватчиков Кенигсберг, Варшаву, Прагу, Вену, Берлин, участвовали в разгроме Квантунской армии, в борьбе с подпольными бандформированиями на Западной Украине. За что были награждены орденами и медалями. А Иван Самсонович Копылов принимал участие в охране руководителей государств антигитлеровской коалиции во время проведения Потсдамской конференции в 1945 году, за что был награжден именным оружием. В тылу контрразведчикам удавалось выявлять устремления вражеских диверсантов, отвлекать их внимание на ложные объекты, дезинформировать. Не раз предотвращались попытки сбора разного рода информации в Дзержинске. За годы войны сотрудники органов госбезопасности Горьковской области выявили и арестовали 346 агентов иностранных разведок, диверсантов, 26 вражеских парашютистов.

Бой после Победы


Жизнь ставила перед чекистами новые задачи. Их решение было возложено на образованный в 1954 году Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР, в который вошли оперативные подразделения бывшего МГБ. На местах реформированные территориальные органы безопасности продолжали выполнять главную обязанность – защищать национальные интересы государства. Тем более, что в разгоравшейся «холодной войне» между Советским Союзом и странами Запада во главе с США интерес западных спецслужб к Горьковской области не угасал. Так, например, разведка США поставила своим агентам задачу уточнить полученные ею данные о географических координатах десяти стартовых площадок для запуска ракет, расположенных на территории Горьковской области. Англичане стремились установить характер спецпродукции режимных объектов, в том числе и в Дзержинске. Столь активная деятельность западных разведок сподвигла Совет Министров СССР своим постановлением от 4 августа 1959 года закрыть Горький для посещения иностранцами.

В.М. Мовчан - первый руководитель Растяпинской ЧК. 1919 г.


Новые задачи


Во второй половине 1960-х под руководством Ю.В. Андропова, председателя КГБ СССР, совершенствовалась оперативная работа, создавались аналитические подразделения, расширялись технические возможности органов госбезопасности страны. Освоение космоса затронуло химпредприятия Дзержинска. На заводе «Жирные спирты» производились опытные и серийные партии ракетного топлива. И потому запуски первых спутников Земли, первого космонавта Юрия Гагарина на космодроме «Байконур» происходили при непосредственном участии сотрудников предприятия, работавших под оперативным контролем дзержинских чекистов. При этом под присмотром оставалась внутренняя жизнь города. В то время «головную боль» у сотрудников отдела КГБ вызывало поведение подростков. На улицах Дзержинска формировались уличные молодежные группировки, выяснявшие между собой отношения с применением оружия. Так, учащийся одной из школ Ахмалетдинов в 1978 году устроил настоящий террор. Стреляя из обреза двуствольного ружья по прохожим, убил двоих и покалечил несколько человек. А в октябре 1980 года в Дзержинске от рук уже другого убийцы погиб рабочий – комсорг «Оргстекла» Евгений Бугров. Одна группа дзержинских подростков решила сама бороться с преступностью в городе и таким образом оказывать помощь милиции. Они создали тайную организацию «Братство по тайному ордену», активно искали возможность приобрести огнестрельное оружие. Выйти на контакт с «робин-гудами» сотрудникам Дзержинского отдела помогла связь с населением. Благородный порыв чекисты направили в нужное русло, определив юношей в состав действовавшего тогда комсомольско-молодежного оперативного отряда.

Всегда в строю


С 1967 по 1990 год в городе и области, несмотря на запрет, находилось около 2500 иностранных специалистов из разных стран мира. Среди них оказалось немало шпионов, засланных спецслужбами иностранных разведок с целью сбора секретных данных. Однако для наших контрразведчиков такой поворот не был неожиданностью. Они профессионально выявляли их устремления. Умело отвлекая внимание на ложные объекты, дезинформировали, срывали попытки сбора информации. Этот успех в борьбе на «невидимом фронте» оказался возможным благодаря бдительности, многолетнему опыту работы сотрудников органов государственной безопасности, передачи накопленного опыта молодому поколению чекистов.
 
Экспонаты музея истории Дзержинского отдела ФСБ. 2018 г.
 
Примеров разоблачений таких инспецов набралось немало. Так, инженер Кунц фирмы «Круп» занимался сбором разведывательной информации, для чего без всякой служебной надобности однажды забрался на крышу одного из корпусов химкомбината «Оргстекло», а с перекидного моста через железную дорогу подолгу наблюдал за формированием составов на станции Дзержинск. Монтажник французской фирмы «Спейшн» Анри Дюбуа, хорошо владея русским языком, подбивал рабочих завода «Капролактам» к акциям протеста, француз Клод Гаттепай распространял среди рабочих клеветническую информацию против СССР. Нельсон Ричард, специалист фирмы «Scientific Design» (США), занимался сбором информации, представляющей интерес для спецслужб. Райнш Уве, специалист фирмы «Зимпелькамп» (Германия), пытался вести антисоветскую агитацию и пропаганду. В своей комнате гостиницы Дзержинска он соорудил клетку в форме ленинского мавзолея в Москве и посадил туда крысу.
 
Разведывательная деятельность и антисоветские выходки «гостей» немедленно пресекались с выдворением их из страны. Сотрудники госбезопасности не только успешно держали удар, но нередко и сами шли в наступление. Одним из направлений их работы было получение от иностранцев важной научно-технической информации. В результате их успешной работы в Дзержинске запустили новое производство двухсторонней самоклеящейся пленки на «Пластике», что сэкономило значительные средства государству.

Каждодневный подвиг


Драматические события в Афганистане не обошли стороной дзержинских чекистов. Так, А.Г. Иващенко в 1979 году в составе группы сотрудников КГБ СССР участвовал при штурме дворца Амина, за что был награжден орденом Красной Звезды. Рядовые и офицеры, честно выполняя свой долг, в боевых условиях вели контрразведывательную работу на Северном Кавказе, где шла непрерывная борьба с чеченскими бандформированиями. Многие сотрудники отдела были награждены государственными наградами. В ликвидации последствий Чернобыльской аварии в 1986 году они также были одними из первых. Так, Е.М. Егоров за участие в событиях в Чернобыле награжден правительственной наградой.

В 1991 году прекратил свое существование Советский Союз. После многочисленных реорганизаций в 1993 году Министерство безопасности было упразднено, а на его базе создана Федеральная служба контрразведки, в 1995 году переименованная в Федеральную службу безопасности (ФСБ).
 
В современных условиях на нее возложены функции профилактики, а также непосредственного ведения борьбы с терроризмом. Наряду с этой повседневной деятельностью сотрудники отдела с давних пор выполняют охранные мероприятия по безопасности руководителей государства. В этом деле они были задействованы еще во время приезда в Дзержинск немецкой делегации под руководством Вальтера Ульбрихта в июне 1959 года. Не раз сопровождали высоких гостей, в разные годы посещавших Дзержинск секретарей ЦК КПСС: В.И. Долгих, Я.П. Рябова. Так, в октябре 1997 года, во время пребывания первого президента России Б.Н. Ельцина на форуме на Нижегородской ярмарке один из сотрудников отдела подписывал Акт о безопасности нахождения президента на форуме. А в июне 2011 года наши чекисты были задействованы в охране президента страны Д.А. Медведева во время его визита в Дзержинск.
 
Со дня основания отдела его сотрудники обеспечивают бдительную охрану всех массовых мероприятий, проводимых в городе. И, конечно, не оставляют без внимания политические процессы, происходящие в регионе, в городе, а также деятельность нетрадиционных религиозных объединений, экономическую безопасность. Верность закону, работа только в правовом поле, высокий профессионализм – не просто красивые фразы для сегодняшних сотрудников. Их главным оружием остаются убежденность в правоте своего дела, хладнокровие, выдержка. Поэтому не случайно Дзержинский отдел во все времена его деятельности был и остается кузницей кадров не только для Управления ФСБ по Нижегородской области.

Станислав Шальнов

Автор выражает искреннюю благодарность В.В. Комлеву – ветерану Дзержинского отдела ФСБ, руководителю музея истории Дзержинского отдела ФСБ за предоставленные материалы.