22 февраля 1930 года вышел в свет первый номер «Свердловца» – многотиражной газеты «рабочих, ИТР и служащих Краснознаменного завода № 80». Журналисты плечом к плечу прошагали славный трудовой путь легендарного завода с теми, кто возводил новые производства, занимался реконструкцией, осваивал выпуск новой продукции. Заводская многотиражка, сохранив свое лицо, прошла смену политических эпох, экономические кризисы, информационную конкуренцию сети интернет. И не только выжила, но и расширила свой охват.
Родом из стенной газеты
Выражение «многотиражная печать» возникло не случайно: первые издания подобного типа создавались на основе стенных газет путем их тиражирования с помощью гектографа – печатного станка. Отсюда, очевидно, и появилось слово «многотиражная». По сравнению с единственным экземпляром стенной газеты даже тираж в несколько десятков или сотен экземпляров – это было много.
«Как-то пришел к нам в третий цех незнакомый человек и попросил редактора стенной рукописной газеты Петра Кудряшова собрать в обеденный перерыв членов редколлегии и активных рабкоров на короткий разговор. Это был А.С. Ширшин – первый редактор будущей многотиражки «Свердловец». Он пригласил нас сотрудничать в печатной газете», – вспоминал в 1980 году ветеран завода им. Свердлова Ф. Слепов. Уже к выходу первого номера в редакции имелся крепкий общественный актив из рабкоров. Сложился он из рабочих корреспондентов заводских стенных газет «Наша правда», «Фуганок», «Энергетика», «Путь борьбы», «Орсовец» и других. Одна из стенных газет, выпускавшихся в заводоуправлении, называлась «Свердловец».
Тогда активисты-рабкоровцы единодушно пришли к мнению – это название как нельзя подходит для будущей заводской многотиражки. Спустя короткое время многие свердловцы, а особенно рабкоры, чьи заметки были опубликованы, с большим трепетом и волнением держали в руках пахнувший свежей типографской краской первый номер газеты. С каждым годом росло число активистов – общественных корреспондентов. Сухарьков, Ларюшкин, Федюнин, Конев, Климанов, Зыков, Конураева и многие другие регулярно снабжали газету злободневными материалами. Со временем «Свердловец» стал выходить пять раз в неделю на четырех страницах. Вскоре открылась подписка на газету по цене 5 копеек за номер.
«Ураганный огонь»
Партком завода, райком ВКП(б), заводской комитет, бюро окружного комитета, директор завода Н.Г. Кетура – все выразили единодушное пожелание газете «быть зеркалом завода, бойцом на фронте социалистического строительства, пропагандистом и агитатором идей коммунизма». Они призвали рабочих и служащих сплотиться вокруг газеты, помогать ей активной поддержкой.
С первых выпусков заводская многотиражка следовала намеченному курсу. Лозунги, жесткие заголовки злободневных заметок говорили сами за себя: «Ураганный огонь по нарушителям дисциплины», «Выгоним злостных прогульщиков с завода», «Вредителям производства нет места в рядах строителей новой жизни»… Редколлегия газеты требовала от своих общественных корреспондентов быть активными, напористыми, смелыми. Не считаясь ни с чинами, ни с рангами писать о лодырях, головотяпах, махинаторах, выявлять кандидатов на «черную доску» – чужаков и примазывавшихся к коммунистической партии, сигнализировать о «болезненных явлениях» – пьянстве, хулиганстве. Рабочие корреспонденты старались вовсю. Заметки, подписанные вымышленными именами, разили не в бровь, а в глаз.
Так рабкор под именем «Зубило» сообщал читателям: «Наши жилые бараки по санитарному состоянию неблагополучны. Имеется опасность вспышек острозаразных (инфекционных) заболеваний и дальнейшее распространение социальных болезней – туберкулеза, сифилиса, трахомы. По моему мнению, заселять бараки надо только рабочими, которые пройдут тщательный медосмотр». В другом номере рабкор в своей заметке за подписью «Тутошний» под заголовком «Заклеймим позором» рассказал о случае воровства: «На ст. Растяпино агентом ГПУ тов. Сорокой был задержан рабочий-водопроводчик нашего завода гр. Калинин с плиткой свинца в 27 кг. После допроса, воспользовавшись случаем, Калинин из милиции скрылся. Вредителям нет места в рядах рабочего класса и в рядах профсоюза».
В духе того времени газета в антипасхальную кампанию призывала «освободить жилища от темных ликов икон и копоти лампад, изгонять из быта молитвенные дома, рвать путы религии!».
Воодушевляла на подвиг
В годы Великой Отечественной войны газета не переставала выходить. Материалы об ударном труде «фронтовых» бригад воодушевляли рабочих на новые свершения, служили стимулом к повышению производительности труда. За годы войны предприятие выпустило в 1,8 раза больше продукции, чем за двадцать предвоенных лет. В апреле 1945 года завод наградили орденом Красного Знамени. В этом также была и заслуга многотиражной газеты «Свердловец». Так бывший редактор многотиражки Иван Иванович Чабурин в 1939 году по партийному призыву добровольцем пошел служить в Красную армию, стал редактором многотиражной газеты 123-й стрелковой дивизии.
В этом воинском подразделении он прошел боевой путь до конца Великой Отечественной войны, завершив его в должности заместителя начальника политотдела дивизии, награжден орденами и медалями. В послевоенные и последующие годы мирного строительства газета, как и положено пропагандистскому органу печати, «настойчиво боролась за реконструкцию и рост производства, за внедрение новых форм социалистического соревнования, за досрочное выполнение планов и соцобязательств».
Внимание к человеку труда
Многие свердловцы читают заводскую газету десятки лет. Изюминка «Свердловца» – творческий подход, неравнодушное отношение к делу. Меняясь и совершенствуясь в духе времени, «Свердловец» не только держит руку на пульсе производства, но и всегда остается верен принципам доступности, правдивости. На страницах газеты отражены все основные вехи истории и современности легендарного завода. За производственными буднями журналисты многотиражки видят значимые достижения коллективов, победы каждого члена огромной заводской семьи.
Так держать, «Свердловец»!
Станислав Шальнов