Внезапные и резкие нововведения в сфере услуг такси начались в нашей стране в апреле, когда был принят закон, направленный на «совершенствование деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси». С приближением 1 сентября – даты вступления новых норм в силу – страсти вокруг закона распаляются все больше.
Небо с овчинку покажется
В частности, он предполагает, что лицензию на перевозку пассажиров как юридическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям будет выдаваться сроком на пять лет. И функция «раздачи слонов» ложится ни много, ни мало на администрацию города. Она же должна будет регулировать и количество машин такси. В случае, если число желающих заниматься извозом превысит квоту, то местным властям надлежит провести аукцион.
Также городским чиновникам предстоит решить, какого именно цвета должен быть кузов всех без исключения автомобилей такси. Кроме того, их борта должны быть украшены шашечками, а крыша – увенчана плафоном опять же определенного колора.
На техосмотр лицензированное авто следует предоставлять каждые полгода. Обязательным условием получения лицензии становится наличие таксометра. Предъявляются требования и к потенциальному таксисту – его водительский стаж должен быть не менее трех лет.
Как видим, условия достаточно жесткие, и, думается, многие таксисты просто «не потянут» в поставленных условиях.
Кому и зачем это нужно?
Мотивируя апрельские изменения в «извозческие» правила, разработчики законопроекта заявили, что эта мера направлена на борьбу с нелегальными таксистами и приведет к повышению безопасности пассажиров.
Понятное дело, сами таксисты от нововведений явно не в восторге. Например, ряд пикетов и шествий прошел в апреле 2011 в Екатеринбурге. Помимо негодования таксисты выразили также и недоумение: каким образом определенный цвет кузова или наличие шашечек могут повлиять на безопасность?
Дзержинские таксисты целиком и полностью солидарны со своими уральскими коллегами. «В нашем городе две трети таксующих просто подрабатывают в свободное от основной работы время. Кто из них согласится перекрашивать машину? А платить за установку таксометра? Останутся люди без калыма или уйдут в бомбилы – вот к чему все эти нововведения приведут», – эмоционально высказался Петр, вот уже семь лет работающий водителем такси.
Дзержинск впереди планеты всей?
В нашем городе бороться с бомбилами начали уже давно. Неоднократно проводились совещания с участием мэра города, представителей налоговой инспекции, ГИБДД и руководителей служб такси. Последних всячески агитировали не сотрудничать с водителями, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя, то бишь уклоняющимися от уплаты налогов. В противном случае… Ну мало ли у властей рычагов воздействия и способов давления на частные организации… Разумеется, откровенных угроз в адрес диспетчеров никто не высказывал, однако обещание «райской жизни» буквально витало в воздухе.
В результате, по словам мэра Дзержинска Виктора Сопина, около 80% имеющихся в городе диспетчерских служб пошли на контакт с властями. Проявили сознательность или напугались?.. Впрочем, суть в другом – в городской бюджет начали поступать дополнительные средства. Уменьшилось ли при этом число «черных» таксистов, или, напротив, не желая платить налоги, водители начали работать без диспетчеров, – вопрос крайне спорный, и однозначно на него ответить не сможет, наверное, никто. А вот то, что цена проезда в такси подросла – это, как говорится, объективная реальность.
Экспертное мнение
Весьма пессимистичные прогнозы по поводу внедрения новых правил дает директор службы такси «Сатурн» Сергей Моисеев.
«Смысла в изменениях я не вижу. В нормальных службах регулярный осмотр состояния автомобиля – процедура обязательная. Прием на работу работников с водительским стажем – тоже непременное условие. Единство цветовой гаммы серьезные компании стараются по мере возможности выдерживать. Так что все эти меры никак нельзя считать способом борьбы с «черными» таксистами», – высказался Сергей Викторович. По мнению профессионала, не поможет и требование устанавливать плафон определенного цвета: для привлечения внимания клиента поставят «мигалку» другой расцветки, а проверяющим будут заявлять, дескать, это не атрибут такси, а элемент тюнинга.
Куда более резкую реакцию у руководителя «Сатурна» вызывает вопрос квотирования. «Допустим, в службе работает тысяча машин. И вот однажды чиновник заявит: мол, триста единиц нужно убрать! Почему?! Не понятно – все же машины востребованы, не простаивают… «Срезали» в один день три сотни человек, и они вечером того же дня отправились работать самостоятельно, то есть пополнили армию бомбил. А эти граждане, как известно, никаких правил не придерживаются. В этих условиях для честных диспетчеров было бы вполне логичным поднять цены, но бомбилы неизбежно начнут демпинговать их…», – высказал свою позицию господин Моисеев. В числе негативных последствий внедрения «новинок» в жизнь Сергей Викторович прогнозирует и резкий рост коррупции в городе. «Аукцион… Смешно! Начнутся откаты и подкупы всевозможных должностных лиц, которые могут «поспособствовать» в получении лицензии. Закон коррупционен, так скажем, от названия до последней строки!» – подытожил глава одной из крупнейших в нашем городе служб такси.
А у соседей как?
Разумеется, частный извоз регулируется во всем мире. Вот только в большинстве стран действует патентная система. То есть захотел автомобилист подработать – заплатил госпошлину и преспокойно возит пассажиров. То есть, водитель имеет статус предпринимателя, накладывающий ответственность за оказываемую услугу. Учитывая относительно небольшой размер пошлины и суровость штрафных санкций за уклонение от ее уплаты, становиться бомбилой просто не выгодно.
Существуют и системы контроля за количеством машин такси на улице. Взять хотя бы всемирно известное «Желтое такси» в Нью-
Йорке. Количество этих машин на стоянках строго регламентировано. Причем эта мера призвана разгрузить парковки – и не более того. А вот число автомобилей, вызываемых через диспетчера, никем не ограничивается.
Цвет автомобилей такси официально не оговорен ни в одной стране. Конечно, существуют черные английские кебы или упомянутое желтое такси, но применимо к этим случаям, расцветка – это дань многолетней традиции, а не строгая законодательная норма. Многие помнят оранжевые или белые «Волги» советского такси. По бытующей в среде таксистов легенде, скудность гаммы была обусловлена исключительно… доступностью краски данных цветов в эпоху повального дефицита всего и вся.
Может, оно и к лучшему?..
Как бы то ни было, принятые поправки вступят в силу совсем скоро. И, очевидно, только время даст ответ, насколько они жизнеспособны. А также насколько подорожают услуги частного извозчика, что неминуемо. Так что на улицах Дзержинска, если самые нерадужные ожидания оправдаются, вполне может прибавиться пешеходов. Как показывают наши наблюдения, с ростом цены за проезд в маршрутке, многие дзержинцы начали игнорировать этот вид транспорта. Вот и получится – на маршрутке не поедем, на такси – тем более, троллейбуса не дождаться, пройдемся-ка пешком, благо город небольшой… Впрочем, есть в этом и плюс – пешие прогулки на свежем воздухе для здоровья куда полезней, нежели езда в душном салоне. Если, конечно, погода благоприятствует и время не поджимает…
Евгений Павлычев