Скоро, как заявляют городские власти, в Дзержинск должны прийти новые автобусы. Об обновлении троллейбусного парка пока никто не говорит, внимание чиновников направлено исключительно на автобусные перевозки. А вот общественники вновь твердят о возможном возрождении трамвая. Почему? И какие к тому есть реальные предпосылки? А также стоит ли местным маршруточникам начинать нервничать? Об этом и не только мы поговорили с руководителем инициативной группы «Дзержинцы за общественный транспорт» Андреем Блохиным.
– На прошлой неделе вы написали, что Дзержинск имеет все шансы возродить трамвай. Кажется, уже и глава города заявил, что это невозможно и слишком дорого. Но почему уверенность не покидает вас?
– Трамвай развивается во всем мире. Рано или поздно эта тенденция дойдет и до нас. Фактических предпосылок несколько. С одной стороны, в Дзержинске есть спрос на экологически безвредные и независимые от автомобильного трафика пассажирские перевозки. Иными словами, люди не забыли трамвай и будут рады его возвращению. С другой стороны, есть трамвайный бизнес, ищущий точки приложения своих интересов и готовый вкладываться в трамвай. Здесь я говорю об ООО «Первая компания транспортной инфраструктуры», представители которой уже посещали Дзержинск с предложением восстановления трамвайной системы. Тогда от местной власти они получили от ворот поворот. Сейчас они заходят со стороны правительства области.
Строить трамвай намерены по механизму концессии. Если при этом Дзержинск останется в повестке, то деньги будет тратить концессионер, а не наш бюджет. Город должен будет решить вопросы административно-организационного характера. Поэтому пессимизм главы города в части «дорого и невозможно» я не разделяю. Конечно, администрации придется больше работать, готовить массу документов, согласовывать, проводить встречи, то есть исполнять свои прямые обязанности во благо горожан.
А кому же хочется работать больше и за те же деньги? Хотя, важно отметить, социально-политические дивиденды администрация, которая отважится развивать трамвай, получит колоссальные.
– Вы встречались с новым директором МУП «Экспресс». Как вам показался этот руководитель? Какие положительные или негативные подвижки в работе предприятия, что произошли за время с ее назначения, вы можете отметить?
– Да, мы встречались с новым директором МУП «Экспресс». Встреча во многом касалась сов-местной работы на благо развития созданного нами Музея городского транспорта. Тут мы нашли понимание. Кроме этого передали в МУП «Экспресс» дизайн-макет схемы маршрутов муниципального транспорта, которая появилась в троллейбусах города. Это, безусловно, положительный момент. Еще на предприятии сменили маршрутные указатели на автобусах и троллейбусах. В самом троллейбусном депо вновь начала работу столовая. Все это можно назвать положительными моментами. Вообще, «Экспресс» стал открытым для общественности. Можно спокойно приехать в троллейбусное депо и обсудить важные вопросы. Вот это, пожалуй, самая положительная перемена.
А отрицательные… что-то ничего не приходит в голову.
– Недавно стало известно, что в город поступят новые автобусы. Дзержинск планирует закупить 52 автобуса. На эти цели из областного бюджета в течение нескольких лет планируют выделить 390 миллионов рублей. Что значит эта новость для города?
– Новость как новость. Администрация работает. Но надо понимать, что из 52 автобусов только 13 – это автобусы большого класса. Остальные 39 – это «ПАЗики» «Вектор Некст» на шасси грузовика. Да и пойдут они на замену машин, выработавших свой ресурс. Автобусы вообще мало «живут», в отличие от троллейбусов и уж тем более трамваев. Сегодня в автобусном парке МУП «Экспресс» имеется 14 единиц, которым 10 и больше лет. В прошлом году были списаны 13 автобусов 2011-2012 годов выпуска. Все это значит только одно: новые автобусы придут на смену старым. О расширении парка и муниципальной маршрутной сети говорить не приходится.
Кстати, сегодня соотношение парка автобусов примерно такое же, как и в анонсируемой покупке: 11 автобусов большого класса и 29 «ПАЗиков». Поэтому покупка автобусов – важная мера по сохранению муниципального автобусного парка, удержания пассажиров и сохранения муниципальной маршрутной сети.
– Правильно ли, что закупают автобусы, а не троллейбусы? Не потеряем ли мы совсем электротранспорт в этой связи?
– О ликвидации троллейбусов открыто не говорится, но и ничего не сообщается о покупке новых или приобретении б/у машин, например, из Москвы. Сегодня столица раздает свои троллейбусы по регионам. И трамваи тоже. Но у нас почему-то как четыре года назад не взяли трамваи, сегодня не торопятся просить и троллейбусы. Почему? Вопрос риторический. Но поживем – увидим. Убежден, что потеря троллейбусного движения в городе будет болезненным, но при этом закономерным и логичным продолжением ликвидации трамвая, что мы уже наблюдали в других городах – Архангельске, Астрахани, Шахты и др. Этого нельзя допустить!
– Появление новых автобусов может привести к повышению тарифов на проезд в них?
– Вряд ли, учитывая, что автобус – самый дорогой вид транспорта в части эксплуатационных издержек, а старый автобус – еще дороже, то новые автобусы позволят снизить бремя эксплуатационных затрат и повысить коэффициент выпуска на маршруты. Значит, и стоимость проезда должна остаться независимой от приобретения нового подвижного состава.
– В Нижнем Новгороде, кстати, поставка нового подвижного состава привела к увеличению убытков предприятия. Как думаете, наши выведут «Экспресс» на безубыточность с помощью новых автобусов?
– О том, что там в Нижнем Новгороде, мне сложно судить. Но больше убытков стать не должно, если автобусы исправно выходят на линию. Если новые автобусы подпирают забор автопарка, то тут да, предприятие обречено нести убытки. Но при этом отмечу, что новые автобусы – не панацея от убыточности. Они не спасут, если, например, организация движения и перевозочного процесса из рук вон плохие.
Как я уже говорил выше, покупка новых автобусов – это обновление стареющего парка существующих автобусов. Говорить о расширении муниципальной маршрутной сети и замене частных маршрутов муниципальными пока не приходится. Маршруточники могут не переживать.
– Но нам казалось, что муниципалитет собирается потеснить частников на рынке городского общественного транспорта. Вы уже видели постановление администрации о планировании пассажирских перевозок. Как вы оцениваете его?
– Новый документ я видел. В целом он вызвал удивление в части описанных автобусных маршрутов. А все потому, что в документе их представлено всего 11: № т-1, т-4, 5, 8, 8А, т-11, 15, т-22, т-23, т-25 и т-33. Не указаны маршруты 4, 6, т-7, т-10, т-26, т-27, т-29, т-30, 24, 28. Нет здесь и троллейбусных маршрутов. Считаю, что документ планирования должен содержать сведения обо всех муниципальных маршрутах, а не только тех, которые хотят изменить. Кроме этого, в документе приводится нумерация в соответствии с регистрационным номером в Реестре маршрутов, а не в соответствии с их порядковым номером, известным нам всем по маршрутным указателям. Это усложняет (если не сказать, что делает невозможным) чтение документа и понимание того, какой маршрут на самом деле планируется изменить.
Я напомню, что документ планирования регулярных перево-зок должен содержать в себе сведения о:
– муниципальных маршрутах, с указанием номера и наименования маршрута;
– планировании изменения вида регулярных перевозок на муниципальных маршрутах;
– планировании установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов;
– планировании заключения муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам;
– планировании проведения открытых конкурсов на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам на муниципальных маршрутах;
– планировании проведения иных мероприятий, направленных на обеспечение транспортного обслуживания населения Дзержинска.
Увы, многого из этого в документе нет.
Но у данного документа есть несомненные плюсы. Во-первых, маршруты с нерегулируемым тарифом переводятся в разряд маршрутов с регулируемым тарифом. Это значит, что перевозчик, который выиграет конкурс (частник или МУП «Экспресс»), не сможет сам устанавливать стоимость проезда выше той, которую определит город. Но при этом снижать можно. Во-вторых, документ предписывает вывод на ряд городских маршрутов автобусов большого класса, например, на маршрут т-1. Это, безусловно, должно добавить комфорта при поездке.
Но, уверяю вас, никто у частников ничего отбирать не собирается. В конце года в соответствии с Постановлением № 1195 пройдут конкурсы на обслуживание маршрутов. В них сможет принять участие любой перевозчик: МУП «Экспресс», «Орбита», «Транслайн». Может и «Мосгортранс» или «Иркутскгортранс». Повторюсь, любой перевозчик.
Да, все эти маршруты становятся с регулируемым тарифом, то есть город устанавливает верхнюю планку стоимости проезда, а перевозчик не сможет повышать ее. Но маршрут с регулируемым тарифом – это не одно и тоже, что маршрут для МУП «Экспресс». Тем более, что, как я уже говорил, сегодня у него пока нет подвижного состава, чтобы выйти на все 11 маршрутов, которые будут разыгрываться.
Поэтому частники могут спать спокойно. Хотя предположу, что они опасаются не столько МУП «Экспресс», сколько частных перевозчиков из других городов. Раньше в Дзержинске все варились в собственном соку, конкуренции не было, все в едином порыве договаривались как о распределении маршрутов, так и о том, как эффективно ошкурить пассажиров, повышая стоимость проезда. Теперь ситуация иная: в конкурсе на городские маршруты могут принять участие любые перевозчики страны. Привязка к городу тут не обязательна. Например, ООО «Питеравто» работает не только в Санкт-Петербурге, но и в городах Ленобласти, в Москве, в Волгограде, Иркутске.
И подобные компании – это действительно сильные игроки с хорошим автопарком, а не стадом из одних «ПАЗиков».
– Как обстоят дела с созданием Музея городского транспорта?
– Музей создан и работает. Конечно, со стороны может казаться, что ничего не происходит. Это все оттого, что для горожан мы проводим только выставки. Они кратковременны. А у людей сформирован стереотип, что музей – это обязательно здание, куда чуть ли не ежедневно и за бесплатно можно ходить. Это не так. Тем более в отношении технических музеев все куда сложнее. Для примера, музеи трамваев в городах Германии вообще работают один раз в месяц в теплое время года. То есть за год они открыты всего несколько раз. В любое другое время – по заказу и за большие деньги.
У нас иначе. Мы проводим выставки. И если говорить о результатах последней, то она прошла шикарно. Нас посетили 899 человек. Было проведено 49 экскурсий, в том числе 17 – для организованных групп из детских садов и школ. На выставку приезжали и гости из других городов: Нижнего Новгорода, Москвы, Арзамаса, Лысково. В книге отзывов и предложений оставлено 86 записей со словами благодарности.
А между выставками ведется скрытая от глаз посетителей реставрационная работа, архивная и библиотечная деятельность. Да, помимо экспонатов, у нас есть архив документов, есть библиотека, в которой около 500 единиц хранения. Это журналы, буклеты, карты городов, книги, в т.ч. есть и раритетные, конца XIX века. Например, недавно мы пополнили библиотечный фонд редким изданием под авторством именитой трамвайной компании Siemens & Halske, которое называется «Electrische Bahnen» (Электрические дороги) 1900 года издания. Есть в библиотеке книги 1899 и 1889 годов. Кроме этого, много технической документации. Все это требует обработки, каталогизации, учета.
Ну, и реставрация. Это тот вид нашей деятельности, который требует физического труда и больших затрат как денег, так и времени. А еще помещений. Именно по этому вопросу мы недавно встречались с главой города И.Н. Носковым. Удалось подобрать помещение под реставрацию трамваев. Это будут боксы на базе МУП «Прометей» на Ленина, 121.
Вопрос с помещением и территорией под размещение самой экспозиции – пока открытый.
– Что там с доставкой в город трамвая, который вы купили для Музея?
– По трамваю «Татра Т3» дела двигаются, но крайне медленно. Сейчас оформляем документы на вагон. Оказалось, что это очень важный и сложный вопрос, ведь он куплен не у частника, а в муниципальном предприятии. Кроме того, еще не решен вопрос с его ремонтом. Он начнется только после оформления всех документов. Вагон потребуется покрасить снаружи, провести дефектовку и поставить на ход. Глубокую реставрацию интерьера мы уже проведем здесь. Но прежде нам надо будет вагон доставить в город. А на его доставку пока собрано только 42 тысячи рублей. Требуемая сумма в 3-4 раза больше. Как видите, задач перед нашим музеем стоит много. Все они решаются, хотя и не так быстро, как нам хотелось бы.
Записал Сергей Кулаков