Если следить за судьбой патронатного воспитания в России не постоянно и методично, а вскользь и между делом, то может создаться впечатление, что ты немножко тронулся. Вот по Первому каналу прошел сюжет, что эта форма устройства детей в семьи успешно реализуется в 39 регионах и именно благодаря ей вскоре осуществится намерение правительства «закрыть все детские дома». Вот, буквально вслед за этим, от имени Государственной Думы объявляется, что региональные законы о патронате противоречат федеральному законодательству, и поэтому эту практику необходимо свернуть. Еще через пару месяцев Госдума принимает в первом чтении законопроект «О работе органов опеки и попечительства», который палкой вонзается в колесо патронатного воспитания – все семейные формы устройства детей в новом законе сведены к опеке и усыновлению. Второе же, по сути решающее чтение в течение нескольких месяцев откладывается, а потом как будто и вовсе теряет смысл. Потому что как раз в то время, когда оно должно, наконец, состояться, Дмитрий Медведев заявляет о том, что готов поддержать создание центров патронатного воспитания. А вслед за этим и спикер Совета Федерации Сергей Миронов высказывается, что «сегодня главный упор надо делать на приемные и патронатные семьи». Последнее прозвучало, кстати сказать, не далее как 26 марта. Немножко формальностей Формы семейного устройства способен перечислить любой из вас: усыновление, опека, семейный детский дом, приемная семья и патронат. Про особенности усыновления объяснять не надо – понятно, что здесь по «хотению» взрослых и «велению» юридического акта малыш входит в семью со всеми правами кровного наследника. С государством у усыновителей отношения складываются так же, как у прочих родителей – ни преимуществ, ни ущемлений. А вот опекуны уже могут получать на воспитанника пособие. Правда, только в тех случаях, когда юридически доказано, что родные мамка с папкой содержать свое дитя не в состоянии – умерли, спились или скрылись в неизвестном направлении. Если же родители, к примеру, в длительной командировке, то средства на содержание опекун должен требовать с них, а не с государства. Приемная семья тоже, по сути, выполняет функции опекунов. Но приемным родителям, кроме пособия, полагается еще и зарплата. Между ними и органами опеки заключается трудовой договор. В приемной семье может воспитываться, вместе с кровными, не более восьми детей. А если больше, то это уже детский дом семейного типа, здесь минимальное количество воспитанников – пять человек, а максимальное – двенадцать. Семейному детскому дому управление образования предоставляет жилое помещение и необходимые средства на его содержание. Патронат очень похож на приемную семью – тоже зарплата, те же пособия. Если не вдаваться в подробности, то может показаться, что здесь все дело в количестве детей, патронатные воспитатели берут, чаще всего, одного – двоих. Но на самом деле отличий куда больше, и они существенные. Главное, наверное, заключается в том, что и при опеке, и в случае организации приемной семьи все права и обязанности по защите прав и законных интересов ребенка полностью передаются приемному родителю и опекуну. А патронатный воспитатель делит их с учреждением, которое ему сироту доверило. Неказенный интерес Учреждение – это, как правило, детский дом. Но не абы какой, а специализированный. В пример так и просится московский девятнадцатый, который десять лет назад начал работать по системе патронатного воспитания и со временем стал центром семейного устройства. Здесь периодически вообще детей нет – все по семьям расходятся, причем не только младенчики, но и подростки. Однако, раздав воспитанников, этот детский дом не закрылся. Опыт специалистов, накопленный за годы непростой работы с сиротами, оказался не просто востребованным – насущно необходимым… (полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 10 апреля 2008 года)
Евгения ПАВЛЫЧЕВА