«Правила вступили в силу с января 2017 года со ссылкой на требования п. 17.1 ст. 12 Жилищного кодекса. По существу, правила являются дополнением к таким федеральным законам РФ, изданным в 2014 году, как Закон № 212 «Об основах общественного контроля в РФ» и Закон № 200-ФЗ, которым ст. 20 Жилищного кодекса была дополнена важным пунктом (№ 8): «В целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами (исполнителями) которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством РФ».
Согласно правилам (п. 3), в первую очередь субъектами общественного жилищного контроля являются общественные палаты и общественные советы при власти всех уровней.
Пункт 2 правил гласит: «Общественный жилищный контроль осуществляется в целях обеспечения прав и законных интересов граждан, предусмотренных жилищным законодательством. Он направлен на повышение прозрачности, открытости и эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и (или) муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, предусмотренные жилищным законодательством».
Формы общественного контроля Законом № 212 предусматриваются самые разные, в том числе в виде инспекционных и экспертных проверок нормативных и иных документов и действий проверяемых, анализа результатов проверок с последующей публикацией в Интернете выводов. Рекомендуется проведение общественных слушаний и других форм обсуждения с участием сторон и правоохранительных органов на предмет соответствия проверяемых документов и действий федеральным законам, ратифицированным Россией международным актам, техническим правилам, гражданским правам и интересам.
Законы и постановления касаются формы и правил контроля гражданами и их общественными объединениями государственных и муниципальных органов власти и организаций (в том числе управляющих структур ЖКХ).
К сожалению, количество изменений и дополнений, которые внесены в действующий ЖК РФ со времени его введения в действие в январе 2005 г., насчитывает более шестидесяти, что иногда создает почти непреодолимые противоречия и огромные трудности для всех тех, кто должен их исполнять.
Как пример, приведем интересную и прецедентную коллизию в доме № 7 по ул. Маяковского, где около 150 квартир. В настоящее время здесь ведется капитальный ремонт по проекту, выполненному специализированной организацией по заданию Фонда капитального ремонта. Проект капремонта предусматривает ремонт крыши, который ФКР проводит в осенне-зимнее время с многочисленными протечками квартир и прочими проблемами, для решения которых граждане обращаются во всевозможные инстанции. Проект также включает все виды работ, предусмотренные законом о капремонте и дефектологической проверкой дома исполнителями проекта. Это, в том числе, ремонт балконов для обеспечения безопасности несущих конструкций.
Несмотря на это, в том же 2016 году по обращению новых собственников, купивших одну из квартир дома, Государственная жилищная инспекция принимает постановление, которое обязывает управляющую организацию в кратчайший срок выполнить ремонт одного из балконов на средства граждан, собираемые по статье «содержание и ремонт», не спрашивая согласия собственников жилья. При этом услуга предусматривает только текущий ремонт, а не капитальный. УК ставит об этом в известность совет дома (создан в апреле 2015 г.), который резюмирует, что речь идет не о предотвращении аварийной ситуации, к тому же ремонта в доме требует не один, а все балконы. Было решено отложить срок ремонта одного балкона на несколько месяцев, когда по проекту капитального ремонта на Маяковского, 7 отремонтируют все балконы.
Следом ГЖИ издает предписание, что не признает полномочия совета МКД в части срока проведения ремонта балкона, поскольку он (совет) выбран собранием собственников до того, как Законом № 176-ФЗ от 29 июня 2015 г. было внесено изменение в ч. 5 ст. 161.1 ЖК РФ «Совет МКД». Согласно этим изменениям, по мнению ГЖИ, только новое собрание собственников может принять решение «о наделении совета дома полномочиями по принятию решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме».
При этом дается ссылка на п. 4.2 ч. 2 ст. 44 измененного ЖК, согласно которому у общего собрания собственников МКД появилась новая функция: принятие решения о наделении совета МКД полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в МКД.
Эта функция появилась в ст. 161.1 сразу же после принятия ФЗ № 176, но в протоколе общего собрания собственников о выборе совета дома (п. 6), проведенном двумя месяцами ранее, есть запись: «Наделить совет МКД и председателя совета всеми полномочиями, указанными в ст. 161.1 ЖК РФ». Значит, и этими тоже! ГЖИ же не считает нужным принять это во внимание.
А ведь почти каждый квартал издаются поправки в ЖК РФ. И с такой же частотой каждому совету дома надо организовывать и проводить общие собрания?!
Но самое интересное в том, что, например, я – председатель совета дома – не нашла в тексте новейшего ЖК РФ формулировки, что у самого собрания собственников существует именно такая функция, которую оно передает совету… В таком случае, как можно передавать то, чего нет, и куда пропала роль общественности в этом споре? Получается, что обязанность платить за теоретические услуги у граждан есть, а определять, на что УК может тратить эти деньги, права нет».
Эмма Фельдштейн, руководитель
Дзержинского правозащитного центра
Дзержинского правозащитного центра