В структуре Нижегородского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» (Группа «Т Плюс») работают служба тепловой инспекции и отдел коммерческого учета. Они нужны для контроля за функционированием отопительной системы и общедомовых приборов учета тепла. Вкупе идеальная подготовка МКД к зиме и бесперебойная передача показаний потребления энергии являются залогом комфортного климата и оптимальных расчетов за тепло собственниками. Так что работа у специалистов двух подразделений очень ответственная и важная. Возглавляет обе службы заместитель директора филиала по техническим вопросам Алексей Загладин. – Алексей Николаевич, расскажите поподробнее о деятельности тепловой инспекции и отдела коммерческого учета. Сколько человек в них работают, в чем заключаются их обязанности?
– В тепловой инспекции трудятся 25 специалистов, а в отделе — семь. Основные обязанности, если говорить коротко, это контроль за подготовкой домов к зиме управляющими и обслуживающими организациями в межотопительный период, а зимой — отслеживание показаний приборов учета, работоспособности самих ОПУ, качества предоставляемых услуг — теплоснабжения и горячего водоснабжения жилых домов в Дзержинске там, где поставщиком услуги является ПАО «Т Плюс».
– В чем именно заключается контроль за подготовкой домов к зиме силами УК? Что интересует ваших специалистов?
– Если привести пример идеальной ситуации, то управляющая организация приглашает нашего специалиста и предъявляет ему результаты промывки системы отопления. Это когда из нее слита, скажем так, прошлогодняя вода и чистой водой промыты все трубы также до чистого состояния. Промывка выполняется под давлением с запуском небольшого количества воздуха, чтобы в системе произошли мини-гидроудары для очистки всех возможных скоплений и отложений. Также наши специалисты проверяют целостность системы под определенным давлением и установку конкретного сужающего устройства или, как его называют в народе, шайбы, сопла. Если вода в трубах чистая, они выдерживают необходимую нагрузку, шайба для оптимального регулирования объема теплоносителя установлена без нареканий, здесь же с помощью мобильных приложений подписывается акт готовности дома к новому отопительному сезону. Эти документы принимаются администрацией города, и подписывается паспорт готовности МКД к зиме. Это, повторюсь, идеальная схема. К сожалению, так бывает не всегда. Иногда нас приглашают на приемку, а вместо согласованных документов получают замечания и предписания об устранении нарушений, без чего дом не может считаться готовым к пуску тепла. Представители жилищных организаций, устранив недочеты, приглашают снова на осмотр специалистов тепловой инспекции. Мы можем выходить в один и тот же дом и два, и три, и четыре раза. Но без определенных мероприятий со стороны УК при их необходимости ни один дом не может получить разрешение на пуск отопления.
Общедомовой прибор теплоэнергии в одном из МКД Дзержинска
– На какие параметры, кроме чистой воды в системе, нужного давления и диаметра шайбы, еще необходимо обратить внимание для нормальной «работы» дома зимой?
– В нашем перечне необходимых действий при проверке 25 таких пунктов. Начиная с чистоты в подвале и заканчивая обязательным наличием удостоверений у сотрудников управляющих или обслуживающих организаций. Конечно, главное, на что обращается внимание, это целостность и герметичность тщательно промытой отопительной системы.
– А проверяете ли вы обязательное заполнение системы водой к новому отопительному сезону?
– Система должна быть к моменту поступления в дом теплоносителя под давлением. Это способствует плавному и безболезненному началу отопительного сезона в каждом доме. Если внутридомовая система отопления дома не заполнена водой перед поступлением теплоэнергии, то в ней может скопиться воздух, что приведет к проблемам в первые дни нового отопительного сезона. А если воздух в доме не будет выпущен локально, он может попасть в систему и оказаться как в соседнем доме, так и в теплопункте и даже на ТЭЦ. Это приводит к большим проблемам и для жителей, и для нас, ресурсников. Однако проверить в каждом доме наличие воды в теплосетях перед подачей тепла мы не можем. Готовность системы отопления внутри дома — зона ответственности управляющей компании, обслуживающей организации или ТСЖ.
– Вы сказали, что если в доме все нормально с подготовкой к отоплению, то акт готовности можно выдать жилищникам прямо на месте. Каким образом?
– Наши инспекторы обеспечены планшетами, в которых есть приложение «Мобильный инспектор». Там есть все адреса и туда же, кстати, заносятся все недостатки, выявленные при предыдущих обследованиях. Поэтому на них обращается внимание в первую очередь. Это очень удобно и позволяет не только легче сориентироваться каждому специалисту на месте, но и руководству компании быстро проверить — какой именно сотрудник проверял дом, когда он там был и какие отметки сделал.
На фото – сотрудник УК демонстрирует работоспособность системы отопления
– Может быть такое, что УК получила согласование на пуск тепла в дом без очного осмотра системы тепловым инспектором?
– Нет, это исключено. По каждому адресу мы работаем очно. Получить разрешение заочно или каким-либо еще способом без присутствия специалиста нельзя.
– Горожане часто интересуются, кто отвечает за установку тех самых сужающих устройств или шайб в доме, как рассчитывается их диаметр, и что делать, если одним жильцам зимой жарко, другим – холодно?
– Сужающие, или дросселирующие устройства устанавливают управляющие компании в тепловые узлы или тепловые камеры. Расчеты диаметров этих устройств выполняют специалисты нашей компании с применением утвержденных законом формул. Расчеты зависят от года постройки дома, его площади, высоты, технических особенностей системы отопления — верхнего или нижнего розлива, других условий. Когда все рассчитано и установлено правильно, всем жителям дома комфортно проживать в своих квартирах в зимний период. Идеальная схема распределения тепла в доме предполагает установку регулирующих клапанов на каждом стояке. Зачем вообще нужны сужающие устройства? Чтобы тепло в равной степени получали и дома рядом с теплопунктами и магистральными сетями, и дома, самые дальние от них. К тому же такое распределение самым прямым образом влияет на оплату за отопление. Если объем ресурса не выровнять, можно всю зиму жить в жаре, с открытыми окнами и балконными дверями, а потом переплатить за это. Сужающие устройства призваны распределять тепло всем поровну и регулировать оплату только за соответствующий объем потребления Гкал. Что делать, если тепло пущено, но батареи недостаточно теплые, и в квартире холодно? Сообщать об этом в управляющую или обслуживающую компанию. Если она не устранит проблему собственными силами, нас вызовут на место представители УК и в том числе проверим корректность расчета диаметра шайбы в каждом отдельном случае. Если диаметр заужен, его можно увеличить. Такие случаи в Дзержинске были. И здесь я призываю не мерзнуть по несколько месяцев, а сразу бить тревогу по этому поводу. Обращаться в этом случае надо в управляющую компанию, она в свою очередь примет решение о вызове наших представителей или устранит проблему своими силами. Наша компания заинтересована в оптимальном распределении теплоносителя по жилфонду и качественном предоставлении своих услуг в доме.
– Алексей Николаевич, а что можно сказать о статистике установки и работоспособности ОПУ теплоэнергиии и ГВС в Дзержинске?
– На сегодняшний день в городе установлено в общей сложности около 1200 общедомовых счетчиков тепла и горячей воды. За их исправностью мы тщательно следим. К слову, информация о неисправностях ОПУ выложена на сайте ЕРКЦ, и она регулярно обновляется. Мы делимся этими данными с горожанами, чтобы они тоже были в курсе статуса своих счетчиков и могли предпринять действия по их скорейшему возвращению в эксплуатацию со своей стороны. Сейчас 43 прибора учета длительно выведено из строя, об этом мы также проинформировали жителей домов и на сайте, и в квитанциях. Длительное нерабочее состояние счетчиков — это их простой свыше 6-ти месяцев. Мы ежедневно отслеживаем показания приборов учета. Если сигнала из какого-либо МКД нет, адрес в системе автоматически заносится в так называемую «красную зону». Причина может быть во временной неполадке или каких-то случайностях. Если счетчик неисправен длительно, мы информируем об этом УК и выходим на место, чтобы лично узнать о причинах поломки. Жилищные организации, обслуживающие дома, должны отремонтировать и ввести в эксплуатацию ОПУ в течение месяца. Если этого не происходит, мы вынуждены принудительно подталкивать УК к обслуживанию общедомового имущества. Например, сейчас в суде рассматриваются подобные дела по устранению неполадок 14-ти ОПУ. Наша компания заинтересована, чтобы все счетчики работали исправно и постоянно.
Общедомовой счетчик теплоэнергии и горячего водоснабжения
– Иногда вместе с жителями приходится читать ответы жилищных организаций, что ОПУ теплоэнергии или ГВС не работают по причине попадания в них молнии во время грозы. Такое может случиться?
– В прямом смысле, конечно, нет. Ударить конкретно в ОПУ теплоэнергии и ГВС, расположенных в подвалах, молния не может. Гроза и молния никак не влияют на общедомовые системы энергообеспечения домов, если в них правильно выполнена система защиты от перепадов напряжения. Однако, бывает такое, что во время грозы или даже просто скачков напряжения в электросетях у собственников перегорают бытовые электроприборы, в этом случае может пострадать и общедомовой счетчик, так как он также запитан от электричества, как холодильник и телевизор. Для исключения подобных проблем в целом нужно обновлять проводку, следить за ее исправностью и обеспечить дома надежной защитой заземления. В любом случае, обращаться по вопросам предоставления коммунальных и жилищных услуг жители должны в выбранную ими управляющую или обслуживающую организацию или в ТСЖ, а те, в свою очередь, при необходимости будут привлекать к решению проблемы поставщиков услуги.
– Спасибо за Ваши ответы!
Записала Елена Родионова
Фото из архива “ДВ”