Валентина Смирнова: художник, сценограф, кукловед


7 октября 2023 года 75 лет могло бы исполниться уроженке Дзержинска Валентине Ивановне Смирновой. Она оформила более 30 спектаклей в разных российских городах, с помощью костюмов и декораций создавала неповторимые образы для драматических, оперных, балетных постановок. Работала главным художником в театрах кукол в Твери, Уфе, Петрозаводске, Владивостоке, Ростове-на-Дону. Валентина Смирнова возродила уличный балаганный театр, а позже учредила «Русский традиционный театр кукол «Петрушка»», в котором работала до последнего дня.

От математики к рисунку

История жизни Валентины Смирновой началась 7 октября 1948 года в городе Дзержинск, где она родилась в семье офицера Ивана Семёновича Дуракова, жившего и служившего в военном городке.

Детство маленькой Вали проходило за бетонным забором гарнизона, однако летом её всегда отвозили в деревню Желнино к деду Андрею и бабушке Марии, где она внимательно следила за работой деда – известного в округе плотника, мастера по столярному делу, и бабушки – превосходной швеи.

Чтобы у дочери не было неприятностей в школе, отец поменял фамилию. Так Валя стала Смирновой.

В школьные годы она проявляла способности к точным наукам, особенно к математике. Валя занимала призовые места на всех математических олимпиадах, в будущем ей пророчили учёбу на механико-математическом факультете Горьковского университета. Но однажды Валя что-то нарисовала, а мама Марианна Андриановна отнесла рисунок в Дзержинскую художественную школу, открывшуюся в 1955 году. Преподаватели взглянули и предложили привести девочку на обучение. О, как же нашей жизнью правит случай! И как же в нашей жизни всё не случайно!

Игрушки и куклы – на всю жизнь

Рисование увлекло Валю. В 1964 году после окончания школы она поехала в город Загорск учиться в художественно-промышленном училище игрушки. Её педагогом по живописи и рисунку стал талантливый русский художник Михаил Иванович Кудюкин – ветеран Великой Отечественной войны, разведчик, орденоносец, большой знаток и поклонник московской школы живописи серебряного века, работы которого дышали реализмом пейзажа русской природы и уходящей натуры деревни. Память об этом человеке и его уроках Валя пронесла через всю свою жизнь.

В 1968 году Валентина оканчивает училище, уезжает в Ташкент и начинает работать на фабрике «Ташигрушка». Но своего места на предприятии Валя так и не нашла. Ею было принято решение двигаться дальше.

Поиски нового места службы привели в ташкентский Русский драматический театр имени М. Горького, где ей предложили должность художника-исполнителя, изготовителя театральной бутафории и реквизита. Эта работа и атмосфера театральной жизни пришлись ей невероятно по душе. Здесь она обрела себя и своё место в профессиональной жизни, получила бесценные практические навыки и знания, которые сыграли в её дальнейшей творческой судьбе важнейшую роль. Она была ответственной и трудолюбивой, работу исполняла тщательно, что не осталось незамеченным ни в театре, ни далеко за пределами Ташкента.

В сентябре 1970 года Валя приступила к работе в Государственном финском драматическом театре (ныне Национальный театр Карелии) в городе Петрозаводске. Здесь у неё состоялись первые судьбоносные работы и знакомства. И она, наконец, увидела перспективы своего развития.

В 1971 году поставили спектакль по пьесе Алексея Арбузова «Сказки Старого Арбата». Для декораций к истории о старом кукольнике потребовалось много различных игрушек. По просьбе главного художника Валя с помощью ножниц из поролона без эскизов и чертежей быстро изготовила огромное количество реквизита. Успех спектакля был невероятный. А сцены с игрушками смотрелись настолько потрясающе, что всем сразу стало очевидно – настоящим призванием Валентины Смирновой в искусстве является театр кукол.

Теперь местом работы Вали стал Петрозаводский театр кукол. Под чутким и умелым руководством главного художника театра Христины Георгиевны Скалдиной Валентина совершала первые шаги в освоении профессии художника-постановщика. Уже в 1972 году в театре были поставлены её спектакли. Премьера спектакля «Медвежонок Рим-Тим-Ти» польского драматурга Яна Вильковского состоялась 9 июня. Через полгода – 12 декабря петрозаводский зритель увидел постановку «Парень Ольховая Чурка» по мотивам карельских сказок. Начиная с этой работы, определился особый творческий почерк Валентины Смирновой.

Чувствовала каждый спектакль

Получив незабываемый опыт и зарекомендовав себя в профессии, Валя стала получать новые предложения по работе. Так она оказалась в Уфе, в Башкирском государственном театре кукол. Первый год работы Валентины в Башкирии ознаменовался выпуском спектакля «Странный Вовка» по пьесе Евгении Жуковской. В мае 1976 года Валентина Смирнова порадовала башкирских зрителей творческими находками в спектакле «Маленький Олень», в котором был создан тревожный и загадочный мир индейской легенды.

Одной из самых ярких постановок Валентины был спектакль «Всадник, скачущий впереди» по мотивам повести Аркадия Гайдара «Военная тайна». Сценография была новаторская, со смелой стилистикой в духе живописца Петрова-Водкина и смотрелась абсолютно кинематографично. Отдельное место в репертуаре театра занимал «Урал-батыр» по мотивам башкирского народного эпоса. Валентина оформила спектакль в стиле «чёрного кабинета» и выглядел он по-настоящему грандиозным. На гастролях театра в Москве сценографию «Урал-батыра» очень хвалил Сергей Владимирович Образцов.

В 1980 году Валентине Смирновой поступило новое предложение. В Удмуртском театре кукол готовился спектакль «Тайна волшебной книги» по мотивам народного эпоса. Валя с большой радостью, энтузиазмом и надеждой приняла это предложение, которое несло в её жизнь свежий глоток воздуха. Поскольку у неё за плечами уже был подобный опыт в Башкирии, она смело взялась за дело и с головой ушла в удмуртские мифы и легенды. Валя внимательно изучала материал и пыталась визуализировать то, что ей удалось прочувствовать в этих текстах. Творческая интуиция и на сей раз не подвела художника. Сценография получилась просто фантастической и, что самое главное, аутентичной. Спектакль «Тайна волшебной книги» стал новой ступенью достижений национального удмуртского театра в целом и театра кукол в частности, ориентиром, который и по сей день освещает дорогу новым творческим поискам.

В тандеме с мужем

Тем временем в жизни Валентины произошли и другие судьбоносные события. Будучи проездом в Москве, она заглянула в гости к своей подруге, театральной художнице Тамаре Элиава. Там Валя познакомилась с Андреем Шавелем, бывшим солистом балета Московского академического Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. В тот вечер между Андреем и Валентиной возникло нежное чувство любви, которое в дальнейшем переросло в счастливый брак и плодотворный творческий союз.  

Андрею Шавелю Валентина посвятила свой следующий спектакль. В 1981 году в Калининском (ныне Тверском) театре кукол готовился к выходу спектакль «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» по сказке Астрид Линдгрен. В то время Валентина уже трудилась там главным художником и вместе с режиссёром спектакля Ривой Яковлевной Готкиной размышляла над стилистикой будущего спектакля. Главного героя Валентина изобразила в странном балахонистом костюме, как будто из мешковины или брезента, с чёрной шевелюрой и придала ему черты лица Андрея. Кроме того она придумала конструкцию и идею механизма, который заставил бы Карлсона лететь через весь зрительный зал с крутящимся пропеллером. Даже маститые актёры, работавшие в кукольном театре не один десяток лет, смотрели на это действие с искренним ребячьим восторгом. На премьеру спектакля был приглашён Андрей Шавель, которому настолько понравилась Валина работа и сделанная ею кукла, что Валентина подарила ему авторскую копию Карлсона на 50-летний юбилей. Этот милый подарок стал одной из отправных точек в жизни Андрея и Вали.

К этому времени они поженились, и Валентина переехала в Москву. У неё начался новый жизненный этап. Поиски работы в Москве привели её во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ). Там нужны были универсальные художники, которые могли бы сделать абсолютно всё, начиная от эскизов, заканчивая изготовлением костюмов и реквизита. Богатый профессиональный опыт Валентины пришёлся там как раз кстати. Валя блестяще справилась со своей задачей и прекрасно реализовалась в эстрадном жанре. Она сотрудничала с такими артистами как Фёдор и Наталья Калимуллины, Диляра Алиева, Вера Сметанина, Владимир Данилин, Светлана и Николай Завьяловы.

Настоящим успехом стало для Вали создание эскизов костюмов и декораций для иллюзионной программы «В мире чудес» для артистов оригинального жанра Казахского республиканского эстрадно-молодёжного ансамбля «Гульдер» Раисы и Балтабека Жумагуловых. С этой концертной программой ансамбль взял Гран-при Международного конкурса иллюзионистов в польском городе Лодзь и стал лауреатом международного конкурса иллюзионистов в Карловых Варах.

Образы – без границ

Однажды к Валентине обратились тренер и хореограф фигурного катания и заказали у неё эскизы костюмов для члена сборной России Ирины Слуцкой. Готовили произвольную программу под классическую музыку. Валя изготовила для Ирины струящееся бело-голубое платье с блестящими вставками, а также венгерский костюм для исполнения танца «чардаш».  С этой программой Ирина Слуцкая завоевала первое место на соревнованиях в Будапеште и стала обладателем своего первого титула чемпионки мира среди юниоров в женском одиночном катании.

Андрей Шавель всячески помогал Валентине и постепенно постигал кукольное ремесло. Он упражнялся с подаренным ему Карлсоном в течение трёх лет. Глядя на успехи Андрея, Валя предложила ему придумать с этой куклой свой собственный номер. Они вместе принялись за работу. Валентина впервые выступила не только в роли художника, но режиссёра и сценариста этого маленького спектакля. Музыку для него написал композитор и гитарист Москонцерта Пётр Панин. Премьера состоялась в Московском манеже 14 ноября 1986 года. Выступление прошло выше всяких ожиданий! Так благодаря Смирновой произошло второе рождение Шавеля в качества артиста, но теперь уже артиста-кукловода. Номер оказался настолько успешным, что в 1990 году Валентину и Андрея пригласили с ним в Швецию, где они выступили на фестивале «Русская неделя» в городе Эребру.

Возродили «Петрушку»

Поиски дальнейшей работы с Карлсоном привели Андрея и Валентину в Детский фонд СССР. Там они были представлены Александру Еремееву и Алексею Бельскому, которые работали над созданием Всесоюзного центра традиционной культуры. При виде куклы Карлсона они были восхищены и заинтересовались, что же ещё есть в творческом «портфеле» этой супружеской пары. Тут Валя предложила осуществить идею, которая уже давно поселилась в её голове – воскресить репрессированный в 1930-х годах русский традиционный театр кукол «Петрушка». Все присутствующие поддержали её идею и предоставили Вале и Андрею условия для разработки и создания будущего представления.

В течение нескольких лет они кропотливо занимались поиском информации, изучали работы историков и искусствоведов, читали первоисточники, искали тексты комедии. В Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина Валентиной были найдены оригинальные куклы комедии «Петрушка» конца XIX века, по которым она сделала уже свои авторские копии.

Она снова выступила в качестве художника, сценариста и режиссёра этого представления. Но, кроме того, она впервые вышла к публике в качестве актёра – ей была отведена роль Музыканта, друга и соратника Петрушки, который стоял за шарманкой и вёл с Петрушкой различные беседы, направляя основные сюжетные линии. Шарманку изготовил нижегородский мастер, солист-органист Юрий Александрович Крячко.

Дебют Валентины и Андрея состоялся в небольшом подмосковном городе Фрязино 11 июня 1989 года. Там они впервые сыграли традиционную кукольную комедию «Петрушка» в парке усадьбы Гребнево.

Насколько органично было вхождение Андрея в свою роль и освоение своих позиций в ремесле, настолько же неожиданным и не характерным оказался приход самой Вали к актёрству-лицедейству. Её профессиональная судьба – мастера игрушки, бутафора, художника-кукольника, художника реквизита, сценографа, художника по костюму, режиссера-постановщика – королевы закулисья – визуализировать уникальные зрелища и наблюдать сценический успех других, радоваться и восхищаться их публичными достижениями. Но она никогда не думала о том, чтобы выйти на авансцену и стать единственным и самым узнаваемым лицом всего представления. Петрушка заставил!

Вышла из закулисья

Пока они с Андреем разрабатывали, изучали и осваивали весь игровой и драматический комплекс задач комедии с позиции ведения игры главного героя и его партнёров по ширме и над ширмой, Валя наблюдала и корректировала в качестве режиссёра все действия Андрея. Наконец стало понятно, что нужно начинать репетировать парой – с Музыкантом. Так Валя была вынуждена встать у ширмы, приступить к активной разработке своей новой роли и потихоньку подыгрывать Андрею. И тут произошло чудо! Её звонкий «юный» голос удивительно гармонировал с голосом персонажей Андрея, а её лукавая, но ласковая и доброжелательная улыбка как солнышко озаряло зрителей. Те невольно подавались вперёд к исполнителям и как завороженные вслушивались в каждое слово, произнесённое ею – эффект, которого попробуй ещё достичь!

С сентября 1990 года у Петрушки появился свой автор – с этой задачей виртуозно справился талантливый писатель-сатирик Виктор Михайлович Коклюшкин, который на протяжении всего существования их театра абсолютно бескорыстно создавал свой уникальный петрушечный текст, в котором были соблюдены все классические каноны и добавлены прекрасные современные речевые обороты. Таким образом, благодаря таланту Виктора Коклюшкина и блистательному исполнению Валентины и Андрея, Петрушка стремительно ворвался в современность.

Валентина Смирнова и Андрей Шавель с комедией «Петрушка» больше двадцати пяти лет выступали на улицах Москвы, участвовали во многих массовых городских мероприятиях. На протяжении нескольких лет в парке «Коломенское» была их постоянная публичная площадка. Валентина и Андрей объездили множество отечественных и зарубежных фестивалей уличных театров и были единодушно приняты в свой круг европейским петрушечным сообществом. Ими восхищался итальянский Пульчинелла – кукольник Бруно Леоне. А в 1996 году после выступления Андрея и Валентины в парижском «Театре Полишинеля» одна из статей французского журнала «Кукольная почта» гласила: «Прекрасная новость! Петрушка вернулся!».

На родине Андрей и Валентина продолжали популяризировать традиционную русскую культуру и стремились к тому, чтобы комедия «Петрушка» заняла свою прочную нишу в современном искусстве и продолжала жить ещё долгие годы.

Всё и даже больше

В Москве ими даже был организован Первый Международный фестиваль «Русский балаган», который прошёл в сентябре 2004 года в сквере перед Дворцом культуры «Красный Октябрь» в районе Покровское-Стрешнево.

Валентина Ивановна Смирнова не ограничивалась детским кукольным театром, успешно сотрудничая с артистами и коллективами эстрады, представителями фигурного катания, цирковых организаций и коллективов, создавала сценографию балетов. Обучаясь всю жизнь, она была высоко эрудированным и компетентным в своем деле мастером, и, как отмечал Андрей Шавель, умела всё и еще немножко больше!

Её работам аплодировали от Владивостока до Парижа. Артисты часто благодарили Валентину Ивановну за продуманность обстановки, эргономичность механики управления куклой и удобство сценического костюма. Поэтому её умные и добрые спектакли десятками лет не сходили с афиш, оставаясь основой репертуара многих театров.

Тот факт, что Валентина Смирнова не награждена государственными наградами и почетными званиями лишний раз подчеркивает её статус и  характер работы «свободного» художника, каковым она и была всю вторую половину своей творческой жизни. При этом в 2018 году в Москве, в 2019 году в Сергиевом Посаде и в 2020 году в Зарайске были проведены три посмертные персональные выставки В.И. Смирновой.

А в период с 2020 по 2022 года около 350 её авторских работ оказались в музейных фондах Государственного центрального  театрального музея имени А.А. Бахрушина, музея Государственного Академического Центрального  театра кукол С.В. Образцова и Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское».

К сожалению, в 2018 году Валентины Смирновой не стало. Но в ее юбилейный год рождения в стране проходят мероприятия, прославляющие уроженку Дзержинска и говорящие о том, что память о ней жива.

Так мастер с годами обретает широкое общественное признание.

Виктория Гражданкина, Сергей Войтковский

Москва, 2023 г.