Чтобы с водоканалов не “утекали” кадры


На днях в Совете Федерации РФ прошло расширенное совещание, где обсудили проблемы кадровой политики в сфере ЖКХ. Она напрямую связана с уровнем зарплаты, а последняя оставляет желать лучшего по сравнению с другими сферами экономики и промышленности. При этом сами предприятия, оказывающие ЖКУ, оказались в правовой ловушке. При всем желании они не могут проиндексировать заработки своих специалистов, как в других сферах. Выход из положения предложили в Нижегородской Ассоциации предприятий водоснабжения и водоотведения (НАПВВ). В совещании на высоком уровне выступили представители Дзержинского водоканала.

Остановить «вымывание» кадров

Тема совещания СовФеда совершенно конкретная – «О совершенствовании подходов к определению затрат организаций ЖКХ на фонд оплаты труда». Обсудить ситуацию собрались представители Минстроя, ФАС, РАВВ, сенаторы, депутаты Госдумы из профильных комитетов, губернаторы, руководство водоканалов из разных регионов.

Всех волнует одно: как изменить систему оплаты труда в ЖКХ, чтобы отрасль могла конкурировать с другими, а кадры не «вымывались» из системы жизнеобеспечения.

Одним из первых на эту тему выступил заместитель председателя Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике и местному самоуправлению Александр Высокинский.

«Мы полностью поддерживаем предложения российской Ассоциации предприятий ВКХ вынести зарплату в неподконтрольные расходы, причем прописать это необходимо таким образом, чтобы появилась возможность  повышения не только зарплаты основного производственного персонала пропорционально или в полном соответствии с ростом МРОТ, но и поднялся бы фонд оплаты труда полностью»,отметил эксперт.

Зарплата – главный стимул

На заседании Совета Федерации были представлены статистические данные, связанные с зарплатами в «коммуналке» по сравнению со средними доходами работающего населения по регионам. В Нижегородской области на 2023 год в среднем зарплата составляла около 60 тыс. руб. в месяц, при этом в сфере ВКХ – только 43,4 тысячи. В такой ситуации многие специалисты водоканалов переходят на другую работу, где есть возможность зарабатывать больше.

При этом не все коммунальщики находятся в одинаковом положении. Одна из самых незавидных позиций – именно у специалистов сферы водоснабжения и водоотведения. Если в общем разрезе платежей за ЖКУ отопление занимает порядка 32%, электроэнергия – 28%, газоснабжение – около 15%, то водоснабжение и водоотведение вместе взятые – не более 11%, при этом доля зарплаты в тарифах предприятий ВКХ составляет 32-35%, а у тепловиков – всего 4%!

Цены и доходы – минимальные

Поразмышляли участники совещания и о стоимости ХВС и канализации сегодня в России в принципе. Если взять за основу средний по стране тариф, то выходит, что литр питьевой воды из крана стОит меньше литра воды бутилированной в 800(!) раз. Достаточно сравнить, что кубометр питьевой воды по цене равен всего одному литру покупной, хотя по своему составу они могут ничем не отличаться, и все становится понятно.

Однако дефицит кадров и дальнейшая их потеря в ЖКХ недопустимы, от этого напрямую зависит обеспечение ресурсами высокого качества всех граждан нашей страны.

Зарплата – к МРОТ, а не тарифу

А казус, почему работодатели на предприятиях ЖКХ не могут поднять зарплату своему персоналу выше, заключается в законодательной привязке повышения к тарифу, в то время как выход из под такого контроля и взаимосвязь с МРОТ могли бы основательно решить вопрос. Об этом давно обсуждалось на встречах НАПВВ и внутри ДВК.

«Инициатива поиска решения принадлежит Нижегородской ассоциации предприятий водоснабжения и водоотведения. Этот вопрос нуждается в системном подходе и решении, которое откладывать нельзя. В итоге на СовФеде с нами согласились, что фонд оплаты труда и его распределение внутри тарифа существенно отстает от роста МРОТ, поэтому условия повышения зарплаты коммунальщиков нужно пересматривать, выводя уровень ФОТ из тарифа на услуги. Решено, что будет создана комиссия, которая в ближайшее время начнет работу. Главное – все экспертное сообщество согласилось с нашим предложением, что ситуацию нельзя оставлять как есть, и вопрос, я уверен, общими усилиями будет решен положительно»,отметил участник совещания, глава Совета РАВВ, председатель НАПВВ, генеральный директор АО «ДВК» Андрей Рехалов.

Договорились действовать

От Дзержинского водоканала на совещании по поводу пересмотра подхода к оплате труда в сфере ЖКХ присутствовал также директор по финансам и коммерции Дзержинского водоканала Андрей Рябов.

В своем выступлении он еще раз обозначил суть проблемы, начав с самого главного.

«По Указу президента РФ МРОТ к 2030 году в нашей стране должен вырасти до 35 тысяч рублей. В 2025 году он уже увеличился на 16%, в то время как инфляция – на 9%, то есть темп повышения МРОТ примерно в два раза выше уровня инфляции, к которому привязана индексация тарифов в сфере ЖКХ. Получается, что мы за МРОТ никогда не угонимся при всем желании и значит наши зарплаты всегда будут существенно отставать даже от средних и этот разрыв будет постоянно увеличиваться, если ничего не изменять в законодательстве. Изменить этот порядок на своем уровне мы не вправе, потому что зарплата в сфере ЖКУ привязана к распределению внутри тарифа законодательно, и поднять ее выше предприятия самостоятельно не могут. Здесь необходим пересмотр всей системы оплаты труда в ЖКУ. В связи с этим Дзержинский водоканал начал бить во все колокола и обращаться в ведомства и властные структуры с предложением вывести фонд зарплаты из операционной части тарифа и сделать его зависящим только от МРОТ, чтобы можно было пересмотреть затраты на заработную плату иначе, чем сейчас. При этом, хочу подчеркнуть, на тарифах это никаким образом не скажется – они останутся на том же уровне и сохранят привязку к ежегодной инфляции», высказался Андрей Рябов.

В итоге было принято решение подготовить конкретные предложения по формированию фонда оплаты труда в ЖКХ по новому принципу и направить их на рассмотрение в те ведомства, от которых зависит система доходов и расходов коммунальных предприятий напрямую для скорейшего внесения соответствующих изменений в тарифное законодательство.