Жители МКД в Дзержинске постоянно присылают в «ДВ» фотофакты и ответы на свои жалобы из разных инстанций. Их запросы банальные – сделать лестничные клетки в подъездах хотя бы чуть-чуть почище, ведь за это люди платят большие деньги. Однако в отличие от регулярного сбора денег жилищники в подъезды с уборкой не спешат. В очередной раз делимся историей земляков, живущих в грязи по милости УК, и советами, как немного растормошить последних и сподвигнуть к своим самым основными обязанностям.

Пожаловались на грязь

В январе к нам обратились жители одного из самых больших домов на пр. Циолковского, относящихся к ДУК. Горожане попросили не называть номер дома, чтобы не подвести уборщицу. Ведь ей первой пришлось выдержать удар недовольных «клиентов». Уборка в их доме с нового года стала носить условный характер – редкое подметание и заполнение графика задним числом. Женщина, со слов читателей «ДВ», призналась, что их, уборщиц, в очередной раз перевели в новую подрядную организацию и урезали зарплаты, а потому она убираться по-прежнему расписанию, несмотря на вывешенный график, не считает возможным.

Тогда жители обратились в ГЖИ, мол, проверьте, – в подъездах-то нечисто, и история с уборщицами в ДУК – тоже. А сослались авторы в первую очередь на приложение №3 в договоре управления с УК от 2015 года. Приложение есть, работы расписаны, а уборки на основании договоренностей нет.

Нарушений нет

В жилищной инспекции на письмо ответили стандартно. ДУК предоставила акты выполненных работ, подписанных собственниками, что все у них выполняется, и в доме порядок. Также инспекторы напомнили, как часто УК должны убираться в подъездах по Постановлению Правительства РФ №170.

«Сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже, чем через пять дней, а стен – не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц»,говорится в ответе.

И вот – странное дело – отвечая жителям, что в доме с уборкой все хорошо, и работы, прописанные в приложении №3 к договору, автором которых является УК, выполняются без нареканий, специалисты почему-то ничего не сказали о том, что в этих документах мытье подъездов прописано вовсе не раз в месяц, а только раз в год. Это же нарушение федерального законодательства!

Кстати, за такую периодичность в том числе, еще в 2015 году ДУК выставила жителям МКД счет за одно только содержание общего имущества – более 1,5 млн рублей. Из них на уборку – 461 489 руб.

Дальше в ГЖИ жителям разъяснили, что нарушение со стороны УК фиксируется специальным актом целой комиссии, которая должна выйти на место и зафиксировать невыполнение работ. Однако уборка подъездов для этого не подходит – невозможно выявить параметры деятельности, которые бы несли риски нарушений.

«На основании вышесказанного по итогам рассмотрения содержащихся в Вашем обращении сведений достоверность сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям не подтвердилась, а также невозможно определить параметры деятельности, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является», завершили свое 'разбирательство' в ГЖИ.

К слову, раньше инспекторы по причине грязи на общедомовых площадях в подъезды выходили, но предварительно предупреждали о проверке УК. Те быстренько наводили «марафет» и результат был предсказуем: нарушений не выявлено, все чисто.

За уборкой никто не следит

Вы спросите, как тогда бороться с неуборкой в подъездах? Ведь платить миллионы рублей просто так УК как-то совсем уж жирно. Действовать здесь можно и нужно, лучше всего – системно. Во-первых, можно каждую неделю оставлять заявки в абонентской службе: каждые три звонка – на сухую уборку, следующий – на влажную. И не забудьте сказать, что именно вы, как собственник и заказчик услуги, хотите подписать акт выполненных работ. Заодно не забудьте спросить о «протирке» перил, батарей, почтовых ящиков – в общем, обо всем, за что по закону собственники должны спрашивать с УК, оплачивая это без пропусков, чего не скажешь о самой уборке.

А на днях в редакцию «ДВ» вновь пришло письмо от собственников из другого МКД – тоже с пр. Циолковского, только обсуживаемого «Управдом-Центром». В послании говорится, что почти весь январь в подъезде не было уборки, об этом свидетельствуют до сих пор валяющиеся по всем этажам блестки от новогодних хлопушек, натаскавшихся с улицы. Ну и песка с мусором на лестницах хватает тоже. При этом график уборки самым чудесным образом заполняется.

В середине прошлого месяца при отсутствии уборки все четыре строчки – за прошедший период и даже наперед – были одномоментно расписаны. Жильцы оставили заполнителю, который, наверное думает, что грязи никто не заметит, послание, но того по традиции еще и не было, хотя минула неделя февраля. Принести новый график и черкнуть в нем отметины о чистоте – все за раз – дело, не требующее спешки и усилий.

Акты – в свои руки

А вот то, что плательщики неоказываемых услуг припугнули составлением собственных актов об отсутствии  уборки – дело самое верное в таких ситуациях. Каждую неделю, собираясь втроем, лучше из квартир с разных этажей, жильцы могут фотографировать и снимать на телефон один и тот же мусор, лежащий за пределами жилых помещений нетронутым. Дальше составляется акт в произвольной форме, например такой, и все три свидетеля нарушения его подписывают.

Акт о невыполнении обязательств по содержанию общедомового имущества УК (название)

Сегодня, (дата), мы, собственники квартир №… по адресу (улица, номер дома, номер подъезда) зафиксировали факт отсутствия уборки на лестничных клетках и площадках всех этажей.

На ступенях лежит мусор, песок, на площадках пыльно и грязно, на почтовых ящиках и подоконниках – пыль и грязь.

(Любые подробности здесь не будут лишними).

Дата, подписи

Платить и молчать или начать требовать?

Для начала копии таких еженедельных документов следует направить в УК и потребовать перерасчета за неоказанные услуги. Если там не среагируют, нужно продолжать составлять акты и обратиться в ГЖИ. Если в инспекции и в таком случае тоже не увидят параметров, рисков и нарушений, можно выходить в суд. Так как грязные подъезды подрывают санитарно-эпидемиологическую ситуацию в городе, а это уже статья не просто о несоблюдении закона о правах потребителей жилищных услуг, необходимо бить тревогу.

Практика показывает, что кто хочет, действительно добивается регулярной и даже качественной уборки в своих домах. Здесь главное-то дать понять УК, что вам не все равно. Ну а кому все равно – платит и живет в песке и мусоре. Некоторые из таких молчаливых убираются сами, оплачивая жилищникам за те же самые действия, выполненные на бумаге, крупные суммы. А в некоторых домах при оплате уборки ДУК люди еще и платят приходящей, специально нанятой уборщице.

Хотя чего удивляться, когда жильцы покорно отдают деньги и за замену батарей без отключающих устройств, хотя это тоже заложено во всех законах в ответственность УК, и за лечение после падений на нечищеных от снега и льда подъездных крылечках, и за ремонт после проливов общедомовых коммуникаций, до которых жилищникам не было дела.