Мы им – «Кольцо», они нам – «Огневушку»


Сегодня, 20 апреля, на сцене ДК им. Свердлова юных зрителей ждет спектакль «Знаменитый утенок Тим» (0+). Ранее здесь же ребятам постарше показали спектакль «Огневушка» (6+). А воспитанники одного из детских садов стали зрителями постановки «Как Маша боролась с подушкой» (0+). Все эти спектакли в подарок дзержинцам привезли актеры театра кукол из далекого города Сургут. А в это время наш дзержинский театр кукол гастролирует в этом городе со спектаклями «Волшебное кольцо» (0+), «Цветик-Семицветик» (0+), «Под грибом» (0+).

Обмениваются спектаклями

Такое сотрудничество между театрами стало возможным благодаря федеральной программе «Большие гастроли», которую поддерживает министерство культуры на протяжении нескольких лет.

Для Дзержинского театра кукол это уже четвертые обменные гастроли. Кстати, коллег из Сургута в этом году выбрали и пригласили в гости сами дзержинцы. Они же подобрали спектакли для дзержинской публики.

Сказка – не ложь

Спектакль «Огневушка» (6+), который дзержинские школьники из начальных классов посмотрели 18 апреля, поставлен сургутским театром по проекту «Внеклассное чтение». Спектакль не просто рассказывает историю, как дедушка делится с внуком старинным поверьем о появлении мистической девчушки Огневушки-Поскакушки на местах золотых залежей на приисках, но и незаметно для мальчика учит его быть честным и искренним. Только людям с открытым и добрым сердцем жизнь дарит подарки в виде небывалых чудес. Мальчик слушает, и вдруг та самая Огневушка является и к нему…

«Знаменитый утенок Тим» (0+) тоже учит добру, причем совсем маленьких зрителей. Из-за своей непоседливости и любознательности он вечно попадает в нелепые истории. Если бы не заботливая мама-утка, малышу было бы не так просто порой выпутаться из клубка хитросплетений на своем пути. Весь рассказ буквально соткан из нитей, которые ведут к развязке событий. Эта сказка на самом деле теплая и мягкая, так как в ее основе лежит узорчатое полотно самой судьбы.

«Как Маша боролась с подушкой» (0+) тоже добрый урок-намек для малышей. Если не спится ночью, то можно столкнуться с самыми настоящими приключениями. Но только совсем ненадолго, ведь сон после таких впечатлений бывает самым крепким и сладким.

О городе, театре и ролях

После показа самых первых спектаклей в ДК им. Свердлова представители делегации из Сургута, прибывшие в Дзержинск с культурной миссией, ответили на вопросы журналистов.

В пресс-конференции приняли участие художественный руководитель театра «Петрушка» Галина Коптяева, актер и режиссер Андрей Кулешов, актеры Александр Рысин, Наталья Верчук, Александра Бобылева.

Расскажите о вашем театре. Сколько лет он существует, сколько человек в труппе, есть ли среди них именитые актеры и новички?

Галина Коптяева: В этом году у нас 34-й театральный сезон. Сам театр был образован в 1991 году энтузиастом Надеждой Тютюновой. Она приехала на север и решила организовать новое культурное направление в Сургуте – открыть здесь детский театр. Хотя театр кукол это особое направление в искусстве, и возраст зрителей здесь может быть самым разным. У нас есть спектакли для взрослых, есть постановки с возрастной маркировкой от нуля до 16 лет. Полное название нашего театра – Театр актера и куклы «Петрушка». Наши актеры выходят на сцену вместе с куклами.

Труппа небольшая – всего 14 человек, а вот репертуар довольно большой и разнообразный, поэтому каждый актер – своего рода знаменитость. Отдельно хочется сказать об актрисе Наталье Верчук. Она не только работает в театре с первого дня его основания, но и начала играть еще в студии, предшествующей образованию учреждения, в 10-летнем возрасте. Андрей Кулешов знаменит тем, что является и актером, и режиссером. Каждую свою работу выполняет мастерски. Александра Бобылева – тоже герой. Ей пришлось готовиться к роли Огневушки буквально за несколько дней, и сейчас у нее, по сути, премьера в этом качестве. Александр Рысин – уникальный человек, очень быстро и гармонично вживается в любые роли. Новички к нам приходят и работают, но не всегда, к сожалению, долго. Хотя у нас есть программа поддержки молодых специалистов: неплохая зарплата, аренда жилья. Но из северного города молодежь манит столица. Поэтому, наверное, коллектив такой небольшой.

Андрей, скажите, как режиссер, «Огневушка» с точки зрения постановки – сложный спектакль?

Андрей Кулешов: Он очень динамичный и яркий. Конечно, в нем есть определенные режиссерские приемы, но их сложно уловить обычному зрителю, особенно ребенку. Здесь важно и, наверное, сложно то, что это спектакль с глубоким философским подтекстом. Его нужно не просто сыграть, а суметь передать тонкий авторский замысел. Идея заключается в том, что только хорошему человеку живется легче, и перед ним открываются все пути и возможности. Это передают не только актеры и куклы, а еще и музыка, антураж, особая атмосфера на сцене. Все это сделать гармонично и точно попасть в цель, наверное, самое сложное для режиссера.

Наталья, у Вас главная роль в этом спектакле – мальчика Федюньки. Сложно раскрывать его образ перед маленькими зрителями?

Наталья Верчук: Всегда сложно завладеть вниманием любого зрителя настолько, чтобы он увлекся происходящим на сцене. Но в этом и предназначение театра. Бывает, когда приходят новые зрители – и дети, и взрослые, сразу читаешь их настрой: а-аа, куколки какие-то, разве это может быть интересным? А потом реакция меняется, и люди уходят совсем другими – они задумались над увиденным, у них самих на какое-то время поменялось мировоззрение. В этом, на мой взгляд, основное предназначение театра и миссия каждого актера.

Галина Коптяева: Кукла это образ из детства, так или иначе он дорог и близок любому человеку независимо от возраста. И когда человек общается с куклой через театральную сцену, он постепенно раскрывается, возвращается в этот детский, наивный, беспечный мир. И в этот самый момент очень важно бережно, может быть в какой-то степени иносказательно, показать ему, что добро стоит выше зла и всегда его побеждает, поэтому нужно быть добрым; что нужно любить своих родных, землю, на которой живешь, Родину; что любые поступки возвращаются тем же самым и нужно задумываться над каждым шагом, а не причинит ли он кому-то вреда и вообще – в какую сторону лучше сделать этот шаг.

– Александра, помимо того, что подготовка к роли Огневушки длилась всего несколько дней, с какими сложностями, может быть, приходится сталкиваться уже на сцене?

Александра Бобылева: Да, времени на подготовку было совсем немного. Но мне помогали коллеги. Конечно же, прежде всего, познакомилась с литературным материалом – прочитала рассказы Бажова про Огневушку-Поскакушку. Потом обсудила с коллегами, режиссером свое видение этого образа, приложила какой-то житейский опыт, чтобы героиня была с характером. Чисто физически эта роль является непростой, потому что Огневушка очень подвижная, она появляется то тут то там, эту динамику нужно отразить в соответствующей пластике, огненном танце. В такую роль нужно не просто входить, а именно сродниться с нею. Надеюсь, мне это удалось.

Александр, а Вы взяли на себя роль Филина. Чему учит публику Ваш персонаж?

Александр Рысин: Филин олицетворяет мудрость живой природы. Он соседствует с людьми, но живет гораздо дольше их. Поэтому ему с высоты хорошо видны мелочность и жадность, смелость и благородство. А еще – он старается предупредить о беде и каких-то неверных шагах и поступках. Где золото – там наш Филин. Но не все золото, что блестит.

Галина Коптяева: Спектакль «Огневушка» – для школьников младших классов. Самый верный вариант, когда дети приходят на этот спектакль с родителями. Ведь у них непременно потом возникают вопросы, желание обсудить увиденное с родным человеком. И это еще и сближает, делает семейные ценности более важными и значимыми. А вообще проект «Внеклассное чтение» направлен в том числе на более глубокое изучение литературы, по которой ставится спектакль. Маленькие зрители сначала читают произведение, обсуждают его в классе, а потом смотрят спектакль и вместе делятся впечатлениями.

– Почему вы привезли именно эти спектакли в Дзержинск?

Галина Коптяева: Их выбрали в Дзержинском театре кукол.

Гастроли это новые знакомства и опыт

Завлит нашего театра Марина Ипатова пояснила, что вообще сам проект «Большие гастроли» для всех участвующих в них российских театров это уникальная возможность посмотреть работу коллег из самых разных уголков страны, а это всегда новый опыт, особые практики, основанные на традициях и характерах народов нашего многонационального государства.

Три спектакля сургутского театра были выбраны неспроста – они не пересекаются с местным репертуаром, поэтому у дзержинских ребят тоже есть возможность увидеть новинки, познакомиться с необычным подходом к постановке сказок и детских историй.

После просмотра «Огневушки» маленькие зрители не скрывали восхищения и торопились делиться впечатлениями, которые оказались очень сильными.

Сам театр «Петрушка» в дзержинском театре кукол тоже выбрали неслучайно. Оказывается, сургутская труппа активно гастролирует и участвует во всевозможных театральных фестивалях, занимает призовые места на многочисленных конкурсах. Отсюда – желание познакомиться поближе, подружиться, наладить сотрудничество и, конечно, посмотреть хотя бы несколько спектаклей талантливых коллег.

Дзержинск пахнет весной

Как выяснилось, добирались из Сургута до Дзержинска гости около суток. Сначала летели на самолете до Москвы, потом ехали на экспрессе до железнодорожного вокзала, следом «летели» на «Ласточке» и наконец встретились с дзержинцами.

«Нам у вас очень тепло во всех смыслах. Во-первых, нас очень радушно встретили – с улыбками, объятиями, угостили большим яблочным пирогом. Разместили в прекрасную гостиницу, где после долгого пути мы смогли отдохнуть и подготовиться к спектаклям. И здесь у вас уже настоящая весна! В Сургуте пока лежат сугробы, ведь у нас зима тянется очень долго. А в Дзержинске даже дышится совсем по-другому, легко, свежо, по-весеннему», эмоционально делится Галина Коптяева.

Что же касается сургутского климата, как признаются гости, он хотя и довольно суровый, но зато делает мягче и добрее людей. Когда на улице морозы, каждый, кто едет на машине, подвозит пешеходов. Это не привычка или традиция, это особое состояние души – помочь добрым поступком другому. Коренные народы ханси и мансы до сих пор живут отдельными селениями. Они занимаются охотой и рыболовством, предлагая свою добычу и горожанам – на рынках и прямо на улице. На общегородские праздники эти люди в национальных одеждах тесно общаются с земляками. Они, конечно, все чаще пересаживаются с собачьих упряжек на снегоходы и пользуются сотовыми телефонами, но колорит сурового русского севера живет в их характере, повадках и поступках. Это очень интересный край со своим микроклиматом.

Очередные гастроли актеров нашего театра и сургутчан завершаются, но впечатления, оставленные спектаклями и общением с новыми друзьям, обязательно сохранятся надолго, как и подаренные ими образы – справедливые, добрые, человечные, «живые».