Недовес – значит, не стандарт


По инициативе Генпрокуратуры России внесены изменения в «ГОСТ 8.579-2019. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров при их производстве, фасовании, продаже и импорте».

Нередки случаи, когда стоимость пакета молока одного производителя одинакова со  стоимостью вроде такого же пакета молока (по размеру пакета) другого производителя.

Однако при внимательном осмотре пакета молока первого производителя видно, что в пакете не целый литр молока, а только 900 мл. Получается, что  первый производитель продает по объему меньше молока, чем второй и цена за один литр молока у него выше.  

Изменения в ГОСТ в части установления фиксированного объема, веса и количества  фасованного продукта касается только: сливочного и подсолнечного масла, молока, вермишели, сахара, соли, муки, риса, пшена, черного чая. При их фасовке производители должны использовать фиксированные значения количества товара.   

Например, по новым правилам подлежат фасовке:

– гречневая крупа (ядрица), рис, пшено  по 500 г, 1 кг, 2 кг,  

– сахар-песок  –  по 250 г, 500 г, 1 кг, 2 кг, 3 кг,

– молоко питьевое – 200 мл, 250 мл, 500 мл, 1 л, 2 л,

– масло сливочное – 100 г, 200 г, 250 г, 500 г,

– масло подсолнечное  – 500 мл., 1 л., 3 л.,

– соль поваренная пищевая – 250 г, 500 г, 1 кг,

– чай черный байховый – 25, 50, 75, 100, 125, 150,  200, 250 г,

– мука пшеничная – 500 г, 1 кг, 2 кг, 3 кг,

– вермишель – по 250 г, 500 г, 1 кг, 2 кг.

Таким образом, производители перечисленных товаров больше не могут по ГОСТу использовать упаковки нестандартного объема и веса.

Однако есть нюансы: данные правила ГОСТ 8.579-2019 обязательны только для тех производителей, которые публично заявили о соответствии своей продукции требованиям национального стандарта, а именно указали применение данного стандарта при  рекламе товара и  при маркировке продукции, т.е. разместили информацию о применении ГОСТа  в рекламе или на упаковке товара.

Если производитель не осуществил данные действия – применять нормы ГОСТа ему не обязательно.

При обсуждении и принятия данного ГОСТа Генпрокуратурой были привлечены Минпромторг России и Минсельхоз России.

Их обязали оказать содействие по внедрению на практике соответствующих требований ГОСТа с соблюдением баланса интересов всех участников торговых правоотношений, то есть «уговорить» производителей применить  ГОСТ.

Кроме того, органами прокуратуры организован мониторинг соблюдения новых правил фасовки социально значимых продовольственных товаров.