Укушенный и повесившийся попали в скверную историю


В минувшие выходные в Дзержинском театре кукол состоялось торжественное открытие 36-го сезона. Зрители увидели спектакль  «Хорошие люди, или Скверная история» (12+), предназначавшийся для подростков и взрослых людей. Его по коротким рассказам Чехова поставил заслуженный артист РФ Вадим Смирнов из Оренбурга. В 2021 году мастер уже сотрудничал с нашим театром, благодаря чему дзержинцы смогли оценить спектакль для взрослых «Мертвые души» (16+) по Гоголю. И тот, и другой спектакли, судя по реакции в зале, понравились местной публике.

Худшие пороки – “добродетели”

Короткие чеховские рассказы «Злоумышленник», «Хамелеон», «Драма», «Два газетчика» и другие известны своим насмешливо-едким выпячиванием человеческих пороков. Миром правят глупость, жадность, корысть и жажда славы, говорит автор в каждой из своих новелл. А если и не правят, то встречаются на каждом углу: в семье, в трудовом коллективе да и просто на улице.

При этом каждый, кто обладает таким пороком, о нем даже не подозревает, считая, напротив, себя оплотом добродетели, а вот в других он те же самые пороки терпеть не может и утомляется от любого их присутствия и вмешательства в собственный быт. Человек может быть поверхностно хорош, но внутри него сидят уже закостеневшие зависть и сребролюбие, и этого никак не изменить и даже не донести до их обладателя.

Как показать все эти образы с помощью кукол? Как сыграть расчетливого папашу девушки на выданье, самовлюбленного художника, лицемерного стража порядка, зазнавшегося барина, которому сам суд – не указ, гонящегося исключительно за строчками и гонораром писаку из газеты, бездарного литератора, возомнившего из себя талантливого редактора и критика, наконец?

Начинается спектакль со сцены, как кукла Рыбкин – журналист газеты «Начихать вам на головы!» пытается повеситься, потому что все темы ему приелись и писать больше не о чем. А коллега Шлепкин из другого «говорящего» издания «Иуда предатель» отговаривает товарища от этого шага, мол, строчки для заработка можно найти и написать даже на пустом месте. Сюжет описан в рассказе «Два газетчика».

Им же и заканчивается спектакль. Рыбкин все-таки совершил тяжкий грех самоубийства, а Шлепкин с готовностью написал сразу несколько статей на эту тему, нисколько не жалея брата по перу, и побежал за повышенным вознаграждением, вполне собой довольный. Вот уж поистине скверная история.

Вышли из тени

Поскольку «Мертвые души» (16+) – тема отчасти мрачная, то во время постановки первого спектакля для взрослых в Дзержинске режиссер Вадим Смирнов, как показалось, сделал акцент в том числе и с помощью света на кукол. Сами актеры, одетые с ног до головы в темное, почти все время оставались в тени.

В нашем театре кукол в этом году состоялась премьера еще одного «взрослого» спектакля «Маленькие трагедии» (12+), который поставил главный режиссер театра Сергей Зицер. Тема снова отчасти мрачная, и снова люди на сцене не так заметны, как яркие образы кукол. Это и понятно, на то и существует театр кукол, а драматический театр, где играют люди, – отдельно. Но в этот раз именно «живые» актеры создали на сцене театра кукол полноценные образы. Игра людей и кукол перемежалась по очереди – пополам, и это было очень гармонично. Актеры очень по-чеховски одетые «в клетку», сыграв свою сцену, тут же незаметно передавали роли персонажам-куклам, как будто бы сливаясь с ними в единое целое.

Вообще несмотря на то, что у каждого из шести актеров в течение игры в спектакле было несколько ролей и соответственно кукол, мы обратили внимание, что каждая из этих кукол похожа на «своего» актера, а он – на нее. Это ни в коем случае не внешнее сходство, а общие эмоции, голоса, характеры, настроение. Кукла должна рыдать – плачет актер, кукла «страдает» и актер передает истинное страдание, поворот головы – один и тот же, до мельчайшего наклона, изящный жест ручкой – тоже. Наверное, так и должно быть, иначе как влиться в образ и передать куклой то, что чувствуешь сам.

Так что артисты в театре кукол – универсальные мастера: и сами прекрасно играют, и кукол, как живых персонажей, водят по сцене. А раньше казалось, что кроме голоса, такому актеру больше в общем-то ничего и не надо. Его же не видно, и лишь у кукол – главная роль.

Кстати, главные роли в спектакле «Хорошие люди» (12+) сыграли главный режиссер и художественный руководитель Сергей Зицер, Заслуженная артистка России Ирина Абахова, Константин Фирстов, Татьяна Петрашкевич, Михаил Крупа и Ксения Страхова/Полина Крупа.

Посмотрели, чтобы задуматься

Чехов высмеивал своих «скверных» героев с помощью разных приемов: смех сквозь слезы, беспощадная сатира, откровенная злость и безнадежность. И все-таки в целом спектакль, несмотря на множественные и разнообразные трагические и философские нотки, драматизм в чистом виде, как показалось, получился добрым и смешным. Ну не могут куклы ассоциироваться только с черной стороной человечества, каким бы порочным ни было общество.

Поскольку его ставили уже несколько раз, а билеты продавались в том числе по «Пушкинской карте», в зрительном зале успели побывать старшеклассники из нескольких школ, а также студенты техникумов, колледжей и училищ.

Казалось, Чехов может быть скучен 17-18-летним зрителям. Но показ более чем удачно попал «в струю» – молодые зрители, как и взрослые люди в зале, смотрели спектакль внимательно и с интересом, внимая каждому образу и каждому слову. Еще бы – беспринципных «хамелеонов» и сегодня пруд пруди, как и сотрудников на любой работе, которые хотели бы достичь успеха даже за счет поверженного коллеги. Жажда наживы и славы, карьеризм никуда не делись с тех времен, когда их так тонко описал Чехов.

Спасибо за эмоции!

На одном из спектаклей побывали студенты Дзержинского педагогического колледжа, которые получают специальность воспитателей. После показа они поделились своими впечатлениями: и с журналистами, и в книге отзывов театра кукол.

«Почему спектакль смотрится на одном дыхании? Потому что новеллы сменяют друг друга очень динамично – не успевает закончиться один рассказ, сразу плавно перетекает в другой. Сидя в зале, на сцене мы видим самих себя, мы сравниваем героев с современным обществом и находим много общего. А раз все так реалистично, спектаклю и его героям просто веришь. Плюс – видно, как прекрасно раскрываются таланты актеров. Они играют по-настоящему, поэтому и трогают душу и воображение зрителей», – сказала первокурсница Ксения.

«Мы приходим в театр не только, чтобы впитать классику – литературу и искусство, но и чтобы увидеть со стороны сценическое мастерство. В нашей образовательной программе есть такие направления – кукловождение, театр теней. С самого раннего детства любому ребенку важно прививать вкус, образное мышление, умение воображать и создавать образы, тянуться к прекрасному. Поэтому театральное и сценическое искусство так или иначе проявляет себя в каждом дошкольном учреждении, и этими навыками в первую очередь должен владеть воспитатель – самый первый учитель маленьких детей», – отметила педагог ДПК Татьяна Журавлева.

Книга отзывов в тот день буквально запестрела теплыми отзывами и словами благодарности от будущих педагогов.

«Кукловождение, совмещение разных видов театров, эмоции – все было на высоте. Этот спектакль мы не забудем. С любовью, студенты ДПК».

«Постановка очень динамичная и очень живая. Спектакль понравился, обязательно приду еще».

«Игра актеров была великолепной. Каждый актер, взяв в руки куклу, как будто живет ею и благодаря этому куклы оживают. Очень понравилось. Театр кукол – большие молодцы!»

«Огромное спасибо за труд, эмоции и хорошее настроение. Игра всех актеров тронула и вызвала отклик в душе».

Кому понравятся хорошие люди?

Режиссер Вадим Смирнов, работая в театре кукол, ответил на вопросы о спектакле «Хорошие люди, или Скверная история» (12+).

Фото театра кукол с пресс-конференции с Вадимом Смирновым в 2021 году

Вадим Александрович, если резюмировать, о чем этот спектакль, каково его главное назначение?

– Главная цель – показать взаимосвязь личности и общества, недостатков, пороков и их влияния на ту же самую общественную жизнь. Человеку очень важно посмотреть на себя со стороны, сравнить и признаться в недостатках. Не все способны на это. Писатель полемизирует с обществом: почему люди с недостатками не признают их и не пытаются от них избавиться. Потому что им это удобно. А вот быть  хорошим человеком – неудобно. Чехов говорит и о том, что люди часто заняты не своим делом, заняты пустотой, но тоже не признаются себе в этом, потому что проще делать вид нужности и незаменимости. Мало кто способен увидеть несовершенства и посмеяться над собой.

Как вы считаете, почему именно хорошие люди чаще других попадают в скверные истории?

– Да потому что они – хорошие люди. Их не понимают, не принимают, не хотят мириться с их взглядами. И отсюда – неприятности. Обществу, где много нечистоплотности, неприглядности и слишком процветает нездоровый компромисс в зависимости от сиюминутной ситуации, проще жить в таком своем футляре. А Чехов говорит, что желание быть самим собой, быть свободным это главное предназначение человека, ничуть не обозначающее стремление к анархии, как то пытаются выставить люди с устоявшимися и часто порочными взглядами.

Почему в обществе неловко проявлять стыдливость, наивность, сожаление, но так много пошлости, лизоблюдства и хамства? Это очень современно сегодня и было актуально всегда. Поэтому чеховские рассказы и являются классикой. Чехов безжалостно бичует очень узнаваемые пороки на все времена.

Вадим Александрович, как вы думаете, как дзержинская публика примет новый спектакль? И кому он понравится больше: школьникам или взрослым людям?

– А это мы скоро увидим сами. Я надеюсь, что спектакль рассчитан на универсального по возрасту зрителя. Когда мы поставили первый спектакль для взрослых в Дзержинске, было интересно, как воспримут люди новый формат. Ведь раньше, возможно, многие из них ничего подобного не видели. Вроде бы все прошло успешно. Сейчас, надеюсь, «Смешных людей»  (12+) одинаково поймут и оценят и подростки, и взрослые. Потому что, как уже говорилось, спектакль современный, актуальный, а его образы очень узнаваемы. Вот если мы сейчас выйдем из театра в парк, совсем недалеко, мы сможем узнать многих наших героев. И зритель это тоже оценит и поймет.

Поэтому – приятного просмотра всем: и подрастающему поколению, и взрослым!