В минувшие выходные в школе №71 учащиеся 5-11 классов уже в пятый раз принимали участие в Международном флешмобе по математике MathcaT. К ним присоединились ребята из школ №18 и 30. Еще одна площадка для проведения образовательной акции в Дзержинске была организована в школе №23. Участники решали необычные задачи четырех уровней сложности, а вдохновлял их на это символ акции – Математический Котик.

Решают вместе с Котиком

MathcaT – дружное решение задач, направленное на повышение интереса россиян к математике. В MathcaT, подобно Тотальному диктанту, могут принять участие все желающие – и школьники, и взрослые люди, без ограничения по возрасту.

Впервые флешмоб в режиме онлайн в нашей стране прошел десять лет назад – в 2014 году. Тогда организаторы акции заявили: математика – точная наука, но она может быть захватывающей и яркой. С тех пор к MathcaT присоединились не только школы, колледжи и вузы почти всех российских городов, но и учебные заведения из других стран. Так, идея сделать математику интересной шагнула за пределы одной только нашей страны.

В этом году в акции приняли участие 115 вузов, 138 организаций СПО, 456 школ, 14 центров допобразования.

В дзержинской школе №71 проверить свои знания по математике на этот раз собрались 118 школьников, хотя еще пять лет назад – в самый первый год проведения флешмоба в нашем городе, их было не больше 30. За этот период к Математическому Котику присоединились не только дети, но и взрослые – родители, педагоги, члены их семей.

Восемь классов на двух этажах

Начинается флешмоб по математике всегда традиционно – с общего сбора всех участников в коридоре школы. Командует «парадом» бессменный организатор и идейный вдохновитель MathcaT в Дзержинске – учитель математики №71 Валерия Олеговна Топоркова. На помощь ей, как всегда, приходят и другие учителя математики. Одна из них – завуч этой же школы Ольга Николаевна Рябинина.

Обязательное условие перед началом выполнения заданий – общее фото на фоне плаката с названием акции.

Потом все расходятся по классам и заполняют анкеты участников. Затем знакомятся с заданиями. Ребятам предстоит выбрать один из уровней сложности: белый – самый простой, зеленый и желтый – посложнее, ну а настоящие профи математики берут наиболее заковыристые задания – из красного уровня.

На решения заданий отводится примерно полтора часа. Каждое задание «стОит» определённого количества баллов. После решения задач листочки собирают организаторы, проверяют их, суммируют баллы и направляют в некоммерческий Фонд поддержки инновационного образования, где когда-то и придумали проведение открытого математического праздника для всех желающих.

При этом участники получают соответствующие Сертификаты, а победители позже – еще и Дипломы.

Почему Вите досталось больше шоколада?

Если вам интересно, какие задачи решают на флешмобе MathcaT, попробуйте оценить их уровень сложности и оригинальность. Все задачи – авторские, придуманы специально для участников акции. Их не найти в учебниках или методических пособиях, – тем больше интригует каждый результат.

Итак, задание «красного» уровня сложности, оцененное в случае успешного решения в 9 баллов. Витя и Оля едят прямоугольную шоколадку. Начинает Витя, он съедает все крайние и угловые дольки у шоколада. Потом то же самое делает Оля, потом – снова Витя, пока весь шоколад не закончился. В итоге выяснилось, что Витя съел на 15 долек больше, чем Оля. Сколько всего было долек в шоколаде?

Для решения, прежде всего, нужно пустить в дело логику. Неспроста Витя начал есть сладость первым, ведь периметр лакомства убывает с каждым крайним слоем.

Задание попроще (хотя это кому как) на 6 баллов: «Ученики и ученицы музыкальной школы по очереди выступают на сцене, а затем возвращаются в зал в качестве зрителей. Во время Жениного выступления девочки составляли 5/6, а во время Сашиного – 7/24 сидящих в зале учеников. Сколько учеников пришло на концерт?»

Ну что, попробуете поломать голову?

Математика – это интересно

«MathcaT это проверка своих знаний по математике, но это не экзамен. Каждый участник может свободно пользоваться и калькулятором, и телефоном, и даже, грубо говоря, подсмотреть какие-то решения заданий. Другой вопрос – интересно ли будет ему таким образом узнать о своих истинных способностях и зачем тогда вообще участвовать в этом, в какой-то степени даже развлекательном мероприятии. Мы объясняем ребятам, что математика может быть интересной, когда пытаешь подобраться к ответам на самые неожиданные задания благодаря своим размышлениям и даже в некотором роде открытиям. Ведь подход к решению может быть разным», говорит учитель Валерия Топоркова.

Узнав о существовании подобной акции в России, именно Валерия Олеговна пять лет назад впервые организовала ее и в Дзержинске. Задания ей показались увлекательными, и педагог с удовольствием предложила принять участие в их решении детям разного возраста. Теперь акция проходит каждый год.

Победителями на российском уровне дзержинские школьники пока не становились, а вот на уровне своих школ – да. За лучшие результаты в решении примеров и задач MathcaT учащиеся школы №71 могут претендовать на повышенные отметки. Кроме того, сертификат участника этого престижного конкурса – хороший бонус в копилку достижений любого ученика.

Ну а поощряют в школе №71 всех участников MathcaT, независимо от результатов. Это и благодарность от всего школьного сообщества, и небольшие полезные призы на память.

Благодаря акции любителей математики, судя по численности участников MathcaT в этом году, в Дзержинске становится все больше.