Дзержинское время

УЛИЦА КИРОВА. Названа в честь знаменитого революционера, крупного партийного и государственного деятеля Сергея Мироновича Кирова, злодейски убитого 1 декабря 1934 года в Ленинграде. Первоначально улицу именовали проспектом. Вероятно, так оно и задумывалось, но потом, в ходе корректировки генерального плана, получилась довольно небольшая улица между площадями Ленина и Дзержинского. Как и проспект Чкалова, до войны улица начиналась за ул. Гагарина и была застроена только с западной стороны невыразительными трехэтажными зданиями. Современный вид улицы сложился в 55-60 годах. Эта улица – не магистраль. Обычная, тихая, очень приятная улица, особенно весной и летом. Ее достопримечательностью является музыкальная школа № 1 («Скрябинка») со знаменитым Скрябинским концертным залом. Он знаменит не только прекрасной отделкой и акустикой, но и великими музыкантами, дававшими здесь свои концерты. Достаточно назвать только имена Хачатуряна, Ростроповича или Гилельса, чтобы понять, что имеется в виду. ПАРКОВАЯ АЛЛЕЯ. Исключительно удачное название: не улица это вовсе, а именно аллея, и “припаркована” вплотную к парку. Словом, название – лучше не придумаешь. Аллея – царство пешеходов. Здесь не предусмотрено движение транспорта, но этот променад имеет огромное значение: он напрямую и самым коротким путем связывает площадь Дзержинского с рынком, улицей Октябрьской, а когда-то – и с вокзалом. Было время, наш бревенчатый вокзал стоял почти по оси Парковой аллеи. Транспорта не было. На вокзале пассажиров встречали помятые личности с двухколесными тачками (колеса у тачек были огромные – больше метра) и за ничтожную плату предлагали довести ваш багаж до указанного места. Путь этих грузовых рикш пролегал как раз по Парковой аллее. Северный вход в аллею с довоенных времен образовывали кинотеатр “Ударник” (ныне ночной клуб “Дарни”) и здание школы № 2. Оба эти здания являлись архитектурными и историческими памятниками. К сожалению, обветшавшая, а затем варварски разгромленная школа № 2 превратилась в руину. Сегодня ее развалины снесены, и на ее месте, как уже сказано раньше, воздвигнут громадный торговый комплекс. Парковая аллея – не магистраль. Но посмотрите, как она многолюдна в выходные дни – что тебе демонстрация на День города. Так и вспоминаются пушкинские строки:  Встает купец, идет разносчик,  На биржу тянется извозчик… Такой была Парковая аллея до недавнего времени. Но жадные руки нашего юного младокапитализма тянутся (уже дотянулись!) к этой улице: прекрасный участок, тихое местечко в самом центре города – ну, очень лакомый кусок. И вот уже с южной стороны Парковой аллеи вырос элитный дом для очень не бедных людей. И вот уже с северного конца аллеи намертво встали центр торговли автомототехникой и элитная сауна для нынешних хозяев жизни. И забегали тут автомобили с интенсивностью, напоминающей передвижения тараканов на коммунальной кухне. И уже в прошлом оказалась единственная во всем городе пешеходная улица. Но и это еще не конец – совсем уж недавно вырос между элитной парилкой и элитным же домом (№ 6а) капитальнейший забор из рифленой жести. За ТАКИМ забором и соорудят наверняка НЕЧТО капитальное. И заснуют здесь грузовики и прочие автокраны. А когда соорудят это НЕЧТО, забегают здесь другие машины – и тогда прощай навсегда наша любимая, тихая, пешеходная Парковая аллея. И чтобы уж закончить с этой моей любимой (когда-то!) улочкой, не могу не обратить внимания на недавно появившиеся на домах таблички, на которых белым по синему начертано – ул. Парковая аллея. Это не надпись, а преступление перед многострадальным русским языком. С таким же успехом можно написать «улица проспект Дзержинского» или «улица переулок Жуковского». Интересно, кто-нибудь в нашем городе отвечает за то, чтобы не допускать подобного издевательства над нашим великим и могучим? ПРОСПЕКТ ЦИОЛКОВСКОГО. Назван именем одного из величайших ученых, основоположника космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского. Начал возводиться с середины 50-х годов. Жители Дзержинска, которым сегодня 50-55 лет, хорошо помнят, что сразу за “пожаркой”, если глядеть на запад, глазу, насколько он мог охватить даль, открывалось царство песчаных барханов. Настоящие Каракумы. И трудно тогда было вообразить, что вдоль этого моря песков проляжет один из важнейших проспектов города. Вследствие именно своей молодости проспект нас не балует разнообразием архитектурных стилей. От Свадебной площади до ул. Грибоедова, оставляя справа Дворец химиков, а слева – скверик с бюстом Н. С. Патоличева, проспект застроен жилыми домами переходного периода. То есть, домами еще вполне (не “по-хрущобски”) комфортными, но уже лишенными каких-либо архитектурно-художественных деталей. Далее до ул. Гайдара тянутся ряды “хрущоб”. Здесь глазу можно остановиться только на зданиях типографии и Дома книги. За ул. Гайдара, оставляя справа Торговую площадь (универмаг, кинотеатр “Россия”, Дом мебели и др.), а слева – первый высотный дом в городе (в народе его прозвали “Иван великий” или – того хуже -“Иван-дурак”, за высоту, вероятно), мы уже видим панельные и кирпичные дома повышенной этажности. Здесь проспект широк, просторен и хорошо озеленен. А за Свято-Тихоновским проездом он обретает современный модерновый архитектурный облик. На этом – западном – участке магистрали наиболее интересны здания 16-этажной башни из монолитного бетона (первое и пока единственное здание такой конструкции), Центра занятости, торгового комплекса у “Меркурия”, здание Пенсионного фонда и, конечно, госпиталя ветеранов-инвалидов. Надо надеяться, со временем проспект будет украшен сооружаемым сейчас православным храмом, которому, вероятно, суждено стать архитектурной доминантой как проспекта Циолковского, так и проспекта Ленинского Комсомола. Проспект Циолковского сегодня – важнейшая транспортная артерия, соединяющая центр города с его западными районами. По нему проложены троллейбусные и автобусные маршруты. Магистраль дает прямой выход к поселкам Желнино, Решетихе, Володарску, Ильиногорску. Проспект преображается на наших глазах. С появлением рыночной экономики возникла острая нужда в торговых и офисных помещениях. Несколько безалаберно, контрастируя с безликостью “хрущобной” архитектуры, часто с достаточной долей безвкусицы, эти проявления раннего рынка фрагментами вписываются в первые этажи своими кричащими крылечками, вывесками, рекламой. Этот процесс положителен и необратим, но, безусловно, требует надлежащего архитектурного надзора, чего, к сожалению, мы пока не наблюдаем. УЛИЦА УРИЦКОГО. Названа в память Моисея Соломоновича Урицкого – революционера, председателя Петроградской ЧК, убитого в 1918 г. Эта небольшая (примерно 600 м) улица соединяет Свадебную площадь с площадью Архитектора Синявского, образованной на стыке улиц Урицкого и Октябрьской. Пожалуй, это одна из самых старых улиц центра. С 1927 года она застраивалась двухэтажными бревенчатыми домами и была главной улицей Первомайского поселка. Да и сама улица называлась Первомайской. Коренным образом свой облик ул. Урицкого изменила в конце 50-х – начале 60-х годов. Деревянные дома постепенно исчезали, уступая место кирпичным и панельным зданиям эпохи массовой застройки. Был построены в нынешнем виде стадион “Химик” и спортивная школа. Неказистое здание автовокзала между ними было снесено и выстроено новое у южного окончания улицы. Сюда же перенесли и новую “пожарку”. Наиболее интересными и выразительными зданиями улицы стали Центр общественной работы и Сбербанк. Сейчас уже никто не узнает в этой бойкой, транспортно загруженной улице, соединяющей центр с вокзалами, рынком, прибрежной частью города, бывший тихий полудеревенский Первомайский поселок. УЛИЦА МОПРА. Наш рассказ об улицах и проспектах, излучаемых центром, был бы исторически не полон, если б мы не упомянули об исчезнувшей с лица города улице МОПРА. Вообразите линию от бюста Н. С. Патоличева до нынешней Привокзальной площади. Вообразили? Вот это и есть ось улицы МОПРА. Аббревиатура МОПР расшифровывается так: Международное общество помощи борцам революции. МОПР имел целью помогать революционерам разных стран, оказавшимся в тюрьмах капиталистического мира. Почти весь советский народ “добровольно” состоял в членах этой организации, исправно платя в ее кассу свои взносы. Улица МОПРА была обычной деревенской улицей с избами, огородами, садами (великолепная росла здесь сирень!). Держали здесь скотину и птицу, в их числе уток и гусей – на западных задворках улицы блестели зеркалами два небольших карстовых озера, в которых попадалась и рыбка. При застройке в начале 60-х годов квартала, ограниченного улицами Урицкого, Грибоедова, проспектом Циолковского и Привокзальной площадью, улица МОПРА бесследно исчезла. Исчезли и озера. Только редкие сосны во дворе детской больницы № 13 напоминают нам, что шумел здесь когда-то сосновый бор и бежала вдоль него тихая деревенская улица МОПРА.

Исаак Фельдштейн