Как мы уже сообщали, до конца октября Минстрой России планирует заключить контракты с подрядчиками, которые будут строить в Дзержинске объекты водоканализационного хозяйства на средства Нового банка развития БРИКС. Еще в 2018 году Банк решил предоставить России долгосрочный целевой заем в 320 млн долларов на развитие систем водоснабжения и водоотведения. В 2019 году конкурс на предоставление бесплатных грантов за счет международных средств выиграли пять городов, в числе которых был и Дзержинск.
Буквально три года назад, разбираясь в теме утилизации ЖБО, мы с грустью констатировали, что почти весь вывоз из септиков, накопителей и выгребных ям в нашем городе носит нелегальный характер. «Хозфекальное добро» в лучшем случае сливают в законсервированные коллекторы, в худшем – в леса и поля. Однако за это время ситуация существенно улучшилась.
В цивилизованное русло процесс утилизации ЖБО в Дзержинске приводили методом кнута и пряника. В городе проводились регулярные рейды по выявлению несанкционированного слива ЖБО. За ассенизаторскими машинами, заруливающими в леса, «охотились» представители правоохранительных и контрольно-надзорных органов. Загрязнители окружающей среды нарывались на административные штрафы.
На предпринимателей, оказывающих услуги по опорожнению септиков, воздействовали и убеждением. Как мы уже рассказывали, в начале нынешнего года в администрации собирали владельцев и арендаторов ассенизаторских машин. Предпринимателей призывали к цивилизованной утилизации ЖБО по модели заключения договоров с ОАО «ДВК». В качестве ответного шага коммунальщики увеличили вложения в развитие соответствующей инфраструктуры.
Вчера, 28 октября, вместе с начальником Районных очистных сооружений (РОС) ОАО «ДВК» Алексеем Бугровым мы побывали на территории канализационной насосной станции №101 (КНС-101), которая находится на Речном шоссе, сразу за Дзержинской ТЭЦ.
Здесь выгружаются ассенизаторские преимущественно машины с юго-западной части города. На Речную свозят ЖБО из поселков Желнино, Пушкино и Бабушкино. Сюда же ездят и цистерны, которые обслуживают новые коттеджные поселки на проспекте Свердлова и в районе Северного шоссе, в частности, из ЖК «Северные ворота», который пока еще не подключен к централизованной городской канализационной системе.
Из восточных поселков на КНС-101 разгружается Дачный, Колодкино, Юрьевец. А вот ЖБО из дальних от Дзержинска поселков — Петряевки, Игумново, Гавриловки и Горбатовки, территориально ближе возить на РОС. Такая логистика, как отметил Алексей Бугров, продиктована экономическими расчетами, затратами на топливо прежде всего. А стоимость приема ЖБО, которая тарифицируется по кубометрам, что на РОС, что на КНС-101 одинаковая. При этом и на КНС, и на РОС «Дзержинский водоканал» стремиться улучшить сервис для ассенизаторов.
Так, Алексей Бугров отметил, что в рамках реконструкции 2020 года на КНС-101 обустроили качественный подъезд для ассенизаторских машин. По обоим бокам заезда установлены железобетонные плиты, заштрихованные в красно-белый цвет, чтобы грузовики ненароком с трассы не зарулили в кювет.
Помимо внешних изменений были и невидимые глазу. Алексей Бугров сообщил, что в том же 2020 году на КНС обновили систему трубопроводов для приема ЖБО. Новые трубы позволили исключить засоры.
Визуально процесс утилизации ЖБО донельзя примитивный. Приезжает цистерна, водитель который вставляет гибкую трубу в металлическую — и содержимое септиков из какого-нибудь коттеджа в городской канализации. Однако по факту, как отмечает Алексей Бугров, это сложный технологический процесс с большой цепью трубопроводов и насосного оборудования. «По трубопроводам стоки перетекают в насосную станцию. Отсюда через систему насосов стоки поступают на РОС, где проходят два этапа очистки — механическую и биологическую, после чего перекачиваются в реку», – общими штрихами описал технологию утилизации ЖБО Алексей Михайлович.
Не меньше сил и средств на «Дзержинском водоканале» вложили и в обустройство зоны для приема ЖБО на РОС. Так, буквально в середине сентября мы рассказывали о ремонте проезжей части, по которой внутри предприятия курсируют ассенизаторские машины. В будущую весеннюю распутицу ни один ГАЗон с заполненной до краев автоцистерной на РОС точно не застрянет.
В разговоре об объемах ЖБО, которые свозятся на официальные станции «ДВК», Алексей Бугров отметил, что они ежегодно увеличиваются. Это происходит и благодаря эффективной «информационно-административной кампании» по легализации «сточного бизнеса», и за счет расширения жилищного строительства в Дзержинске, так называемого частного сектора, не подключенного к системам централизованного водоотведения. Так, если в 2015 году, по информации Алексея Бугрова, общий объем принятых от частных ассенизаторов ЖБО составлял примерно 42 тысяч кубометров, то сейчас эта цифра подошла к отметке 80 тысяч кубометров. В 2021 году в портфеле Дзержинского водоканала 46 договоров на 111 автоцистерн.
Объемы принимаемых стоков от жилого фонда и вообще всех капитальных объектов, не подключенных к городским канализационным коммуникациям, как прогнозируют на «ДВК», будут и дальше увеличиваться. Таким образом, необходимость строительства главной канализационной насосной станции в Дзержинске становится все более оправданной, и реалистичной в свете открывшегося финансирования по линии БРИКС.
Это будет инфраструктурный объект, оборудованный по последнему слову техники. Раскрывая детали проекта, Алексей Бугров отметил, что на главной КНС по планам предусмотрена большая приемная камера с крупным пропускным объемом и возможностью разгрузки сразу нескольких цистерн одновременно. Кроме этого, станцию оборудуют системами видеоблюдения и многочисленными датчиками, позволяющими контролировать концентрации вредных веществ в составе ЖБО. Это, как заметил, Алексей Бугров позволит исключить возможность слива промышленных отходов под видом бытовых. Разумеется, на объекте будет создана доступная дорожная инфраструктура, а также комфортные бытовые условия для персонала.
В августе текущего года мы рассказывали о работах ДВК по прокладке нового водовода на юго-западе Дзержинска.
Владислав Шепелев
фото — «ДВ»