Вполне возможно, что призыву в армию, стартовавшему в нашей стране 1 апреля, суждено стать последним в том виде, в котором мы привыкли его видеть. Дело в том, что члены Совета Федерации предлагают, чтобы уже с осени 2012 года юноши сами являлись в военкомат для получения повестки.
Призывники, по замыслу законодателей, должны будут явиться в военкомат в течение двух недель с начала призыва. А за неявку им будет грозить наказание по статье 328 УК РФ «Уклонение от прохождения военной и гражданской альтернативной службы», которое предусматривает штраф до двухсот тысяч рублей или арест сроком до двух лет. И эту меру сложно назвать беспрецедентной: по сравнению с 2010 годом, число уклонистов выросло на 15%. И главным способом «откосить» является как раз «неполучение» повестки. Например, юноша на время призыва просто меняет место жительства, а потому вручить ему повестку просто не могут.
Инициатива была встречена обществом весьма неоднозначно. Например, уклонисты «со стажем» полностью уверены в своей безнаказанности. Мотивация «бегунов» проста: еще ни один человек в России не отправился за решетку за «игнорирование» военкома. Однако военный комиссар Дзержинска и Володарского района Вадим Кортиков твердо заявляет: если законопроект «пройдет», бороться с уклонистами будет значительно легче. «В Дзержинске стабильно уклоняются около тысячи человек. Триста пятьдесят из них имеют право на получение военного билета по причине болезни, около трехсот – судимы. Оставшиеся же просто «не хотят служить». Вот ими-то и займемся! Не явился в военкомат – явишься в прокуратуру. Подчеркну, моя задача – сформировать команды новобранцев, а не пополнить тюремные этапы, поэтому заниматься «отловом» уклонистом с целью отправить их в места не столь отдаленные мне смысла нет. Мы всегда предоставим человеку шанс честно отдать долг Родине и не получить клеймо в виде судимости», – заявил в разговоре с нашим корреспондентом Вадим Кортиков. При этом, по мнению Вадима Дмитриевича, подобная мера может «спасти» ситуацию не больше чем на год: ни демографическую яму, ни болезни поколения, рожденного в полуголодные девяностые годы прошлого столетия ни одним законом не отменить…
А вот координатор общественной палаты «Гражданин и армия» Сергей Кривенко уверен, что данный законопроект есть не что иное, как очередная попытка залатать кадровые дыры в войсках. Вместе с этим подобная «заплатка», по мнению господина Кривенко, противоречит «общему вектору военной реформы, направленной на перевод армии на контрактную основу». Также Кривенко выразил серьезные опасения по поводу того, что возникнут «перегибы». В частности, дела начнут заводиться даже на тех юношей, которые, зная о своем праве на отсрочку, попросту не посчитают нужным явиться в военкомат. Военкомы же в стремлении повысить «КПД» не станут вдаваться в такие «мелочи» и поспешат передать материалы в прокуратуру. А дальше запустится «машина»: полицейские заломают потенциальному защитнику Отечества руки и доставят его… в лучшем случае – в военкомат.
Куда более категорично высказалась относительно законопроекта ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова: «Согласно действующему законодательству, уголовной ответственности собственно за неявку в военкомат быть не может. Посему перед нами не что иное, как потуги армейского начальства, явно лоббирующего подобные начинания».
Обретет ли проект законную силу и станет ли он хоть какой-то панацеей в борьбе с уклонистами, об этом мы, возможно, узнаем уже следующей осенью. Сегодня же призывная карта выглядит следующим образом: всего под ружье весной нужно поставить 155 тысяч россиян, из них 330 человек должны быть призваны Дзержинским военкоматом. И пока военным комиссарам придется справляться со спущенным нарядом «дедовским методом» – вручая повестки под роспись…
Евгений Павлычев