Чуть больше месяца осталось до открытия 64-го театрального сезона. Зрители в предвкушении новых встреч с любимыми актерами, труппа активно репетирует, у руководства театра миллион забот. О подготовке Дзержинского театра драмы к началу творческого сезона и о многом другом сегодня мы беседуем с его директором Юрием Кислинским. – Юрий Викторович, с каким настроением и планами вы и ваш коллектив подходите к новому театральному сезону? – Настроение очень бодрое. Все молодые актеры, которые пришли работать в наш театр в прошлом году, остались в труппе. Сегодня театр уже не испытывает нехватки кадров, как это было несколько лет назад, когда в труппу были рады принять любого. Наоборот, мы даже вынуждены отказывать желающим работать у нас актерам. О чем это говорит? Конечно, о стабильности коллектива и прочном положении театра. – И это значит, что состав труппы за лето не изменился? – Именно так. В этом просто не было необходимости. – Я замечала, что в наш театр приходят чаще всего именно молодые актеры и практически никогда – актеры зрелого или даже старшего возраста. Почему? – Молодые актеры ищут свой театр, своего режиссера, поэтому после окончания училища часто меняют места работы. Зато те, кто остаются, становятся костяком труппы, и, проработав на одной сцене несколько лет, уже редко меняют ее на другую. Таким образом, наш театр, приняв в последние годы много молодежи, в перспективе получит очень крепкий профессиональный коллектив. – Вернемся к предстоящему сезону. Итак, что же приготовил театр для своих зрителей? – Театральный сезон мы открываем 16 октября двумя премьерами: комедии Алехандро Касона «Дикарь» для взрослых зрителей и сказкой «Дюймовочка» для детей. Постановку первого спектакля взял на себя главный режиссер Андрей Подскребкин, сказку ставит Валентин Морозов. Также в постановке Валентина Михайловича мы ждем спектакль по пьесе Шекспира «Двенадцатая ночь». Его премьера запланирована на конец ноября. Далее наш театр будет готовить новогоднюю сказку. После нового года ожидается еще три премьеры. Художественный совет пока определяется с выбором пьес, и в этот раз мы решили привлечь к этому процессу самих зрителей. После открытия сезона мы предложим всем гостям театра заполнить специальную анкету и указать, какой именно спектакль они хотели бы увидеть на сцене дзержинской драмы в следующем полугодии. – В анкете будет указан только жанр или конкретные пьесы? – Мы предложим на выбор именно пьесы. Сейчас в репертуаре театра довольно много русской драматургии, складывается ощущение, что не хватает зарубежных пьес. Поэтому, возможно, что в следующем году именно на них мы и обратим внимание. – В каких конкурсах и фестивалях театр планирует принимать участие в этом году? – Поездки на фестивали будут обязательно. Ближайший из них – «Театры малых городов России», который пройдет 6 октября в городе Вышний Волочек. Мы будем участвовать в нем уже второй раз, покажем спектакли «Блин-2» и «Дюймовочка». Конечно, не пропустим и наши региональные фестивали: открытый конкурс актерских работ имени Евгения Евстигнеева и фестиваль «Премьеры сезона». – В последние годы в нашем театре часто работают режиссеры из других городов. Зрителям это очень нравится. Сможем ли мы увидеть новых людей в наступающем сезоне? – В этом году сложилась трудная финансовая ситуация, поэтому, к огромному сожалению, в наступающем театральном сезоне самостоятельно пригласить для постановок новых режиссеров мы не сможем. Но уже в следующем году мы обязательно будем принимать участие в конкурсе на получение гранта для работы с молодыми режиссерами. И, надеюсь, в следующем сезоне мы сможем пригласить начинающего талантливого постановщика. Работа с приезжими режиссерами очень полезна актерам, она помогает разнообразить театральную жизнь и, как уже показал опыт, такие постановки интересны зрителям. Например, в прошлом году в нашем театре работала Юлия Ауг, поставив прекрасный спектакль «Любишь – не любишь». – Но не будем умалять достоинств и главного режиссера театра Андрея Подскребкина. На мой взгляд, у вас сложился очень удачный тандем… – И не только с ним. К счастью, сейчас в театре есть настоящая крепкая команда. Каждый занимается своим делом, но важные решения принимаются сообща. Конечно, как в любом творческом коллективе, могут возникнуть разногласия, но все они разрешаются худсоветом. Например, год назад было много споров о постановке «Грозы»: стоит ли вообще делать спектакль по довольно избитой пьесе, которая к тому же входит в школьную программу? Но мы доверились главному режиссеру и потом ни разу об этом не пожалели. «Гроза» вышла и была очень хорошо встречена. – Кроме интересных спектаклей, какие еще способы привлечь зрителей вы видите? – Мы постоянно над этим думаем. Давно уже есть идея открытия второй площадки – малой сцены, где ставились бы экспериментальные спектакли, ориентированные на молодежь до 30 лет. Я думаю, что в Дзержинске есть зритель, которому были бы интересны эксклюзивные театральные проекты, отличающиеся от постановок классического театра. За этим будущее. Пока, к сожалению, малая сцена существует в Дзержинске лишь в виде идеи. Кроме того, мы планируем возрождать давно полюбившиеся дзержинцам театральные гостиные, для которых актеры готовят маленькие спектакли. Первые представления в театральном кафе пройдут уже в этом году. И сразу открою небольшой секрет – спектакль будет поставлен по рассказам Михаила Зощенко. – Со следующего года дзержинский театр начнет работать по новой системе, а именно на основании муниципального задания. Объясните, пожалуйста, что это значит? – Действительно, есть такое нововведение. Мы уже получили муниципальное задание на 2011 год, по которому театр за это время должен организовать и провести 170 мероприятий. Поскольку, говоря официальным языком, театр занимается оказанием населению услуг исполнительского характера, это могут быть спектакли, бенефисы, концерты, любые культурно-массовые мероприятия. Сейчас Дзержинский театр драмы – единственное в городе муниципальное учреждение культуры, поэтому у нас часто проходят и городские праздники. Так что я уверен, что задание, данное администрацией, будет даже перевыполнено. – Если вспомнить прошлый театральный сезон, то он был ознаменован не слишком приятными для театра событиями, например, переводом местной бухгалтерии в централизованную при управлении молодежи, культуры, физкультуры и спорта, что лишило театр определенной свободы. Как это сказалось на работе театра, на подготовке к новому сезону? – Есть большие проблемы с платежами, которые проходят через централизованную бухгалтерию. На получение денег теперь нужно больше времени, а режим работы театра требует оперативных действий. Но люди ко всему привыкают, и нашему коллективу пришлось приспособиться к новым условиям. – Может ли эта ситуация как-то отразиться на подготовке новых спектаклей? – Дело в том, что наш театр, наверное, единственный в стране, не имеющий постановочного фонда. Практически везде администрации городов выделяют из бюджета деньги непосредственно на подготовку спектаклей. У нас муниципалитет оплачивает только коммунальные услуги и выплачивает зарплату. А постановки мы уже давно делаем за свой счет, привлекая внебюджетные доходы. В основном это прибыль от продажи билетов и оказания услуг. Хотя должен отметить, что в этом году мэрия выделила большую сумму на проведение противопожарных мероприятий и подготовку здания театра к приему зрителей в новом сезоне. – Юрий Викторович, в начале прошлого года администрация заключила с вами трудовой договор лишь на полгода, то есть летом срок его действия и, соответственно, ваших директорских полномочий должен был истечь. Но судя по тому, что мы сейчас разговариваем, он все-таки был продлен? – Да, договор продлен на 3 года. Теперь, наконец, мы имеем возможность участвовать в долгосрочных проектах, заявлять о своем желании участвовать в конкурсах на получение грантов, которые будут, скажем, еще только через год, ну и вообще строить планы на ближайшие годы. Сейчас, например, с нетерпением ждем утверждения новой Программы развития культуры РФ с 2011 года, от которой в дальнейшем и будем отталкиваться. – А что вы думаете о ремонте, которая сейчас идет на Театральной площади? – Честно говоря, мы ожидали, что будет все-таки реконструкция именно Театральной площади, а не строительство сквозного проезда. Но, видимо, проект благоустройства с восстановлением фонтана и ремонтом фасада театра оказался слишком дорогим. С другой стороны, дорога тоже нужна, к театру будет проще подъехать на машине, а главное, площадь перед театром уже не будет темным закутком, где собираются пьяные компании.
Записала Марина Ипатова